Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности развития государственного строя в Вавилоне

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первоначально верховная власть в древнейших шумерских городах принадлежала патеси (наместнику бога на земле). В случае расширения подвластной ему территории, правитель носил уже титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории, правители Древнего Вавилона, начиная с Аккадской династии, стали называть себя «Царями четырех стран» и «Царями Вселенной», даже богами. Правда, в Законах… Читать ещё >

Особенности развития государственного строя в Вавилоне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственный строй представлял собой восточную деспотию с характерными чертами, уже названными при рассмотрении государства и права Древнего Египта.

Первоначально верховная власть в древнейших шумерских городах принадлежала патеси (наместнику бога на земле). В случае расширения подвластной ему территории, правитель носил уже титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории, правители Древнего Вавилона, начиная с Аккадской династии, стали называть себя «Царями четырех стран» и «Царями Вселенной», даже богами. Правда, в Законах Хаммурапи царь называется уже не богом, а его наместником на земле. Усиление царской юрисдикции указывает на оформление прочной государственной власти, когда управление страной было строго централизовано. Верховная власть (судебная, законодательная, исполнительная и религиозная) находилась в руках царя. Суд я по административной переписке, царь руководил различными отраслями управления и хозяйства, и, прежде всего, ирригацией. Царь рассматривал спорные дела, сам выносил решения и давал приказы чиновникам. Особыми царскими указами вносились изменения в календарь.

Высшим должностным лицом в государстве являлся управитель царского дворца (нубанда). Он руководил строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.

Государственное управление осуществлялось большим бюрократическим аппаратом, основную роль в котором играли наместники, осуществлявшие власть от имени царя на уровне центрального и местного управления. Правитель-наместник (исак) — правитель многих городов — также осуществлял от имени царя управление государством. С течением времени происходила централизация власти, и со времени III У рекой династии местные патеси были лишены административной власти, но при сохранении за ними жреческих функций. Наместники областей (гиакканакку) являлись царскими чиновниками, осуществлявшими контроль за деятельностью старост общин, отвечали перед царем за сбор налогов и ополчения. Помимо шакканакку известны правители более мелких территориальных единиц — рабианумы; предположительно к этой категории относились правители городов или старосты территориальных общин.

Особые чиновники (вакиль амурри) наблюдали за сдачей натуральных налогов (рыбы, фиников, шерсти и т. д.) в центральные склады, а также управляли людьми, зависевшими от государства (воинами реду и баиру).

В источниках упоминаются различные разряды чиновников: жрецы, агенты, судьи, хранители житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.

Судебная система была определена административной системой управления, когда царь и государственные чиновники одновременно имели право осуществлять судопроизводство. Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел, который мог рассматривать дела либо самостоятельно, либо передавать их в нижестоящие органы (суд наместника царя и суд рабианума). При этом судебная коллегия в суде наместника состояла из чиновников, находившихся в прямом подчинении от наместника, а рабианум являлся председателем суда, членами которого являлись отдельные члены общинного совета или весь общинный совет в полном составе. В больших городах судебные функции выполняли специальные «царские судьи», подчиненные непосредственно царю. Жрецы также участвовали в судебном процессе, они были обязаны присутствовать при приведении сторон к клятве, придавая ей законную силу. Вероятно, существовали храмовые суды для рассмотрения дел, совершенными самими жрецами, но четких доказательств этого пока не найдено.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой