Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социокультурные предпосылки и исторические этапы формирования массовой культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Массовая культура — не только произведения массового искусства, но и образ жизни, способы духовного потребления, тесно связанные с производственными отношениями. Обратившись к социальной психологии, можно увидеть, что влияние сходных условий существования определенной группы на сознание ее представителей осуществляется следующим путем: а) через личный жизненный опыт каждого члена группы… Читать ещё >

Социокультурные предпосылки и исторические этапы формирования массовой культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения массовой культуры. Некоторые ученые обнаруживают ее уже в античную эпоху, в зрелищах, культивируемых в период Римской империи, в Средневековье и Возрождении Такое рассмотрение массовой культуры представляется проблематичным. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение массовой культуры с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры.

Рассматривая проблему зарождения массовой культуры, можно условно выделить пять причинных групп ее возникновения: технико-экономическую, политико-идеологическую, воспитательно-образовательную, психологическую, гносеологическую. Указанные аспекты зарождения являются общими для всех стран.

Массовая культура отнюдь не является чем-то стабильным, неизменным. Она изменяется, приспосабливается к исторической ситуации. Желая сохранить и расширить свою аудиторию, она вырабатывает ряд новых качеств и свойств. Это — движение в сторону большей усложненности, утонченности, повышения уровня оригинальности ее произведений, к ориентации на более образованные и более развитые в эстетическом отношении слои населения.

Причины возникновения этого феномена в социальной жизни можно разделить на объективные и субъективные. Под субъективными причинами мы подразумеваем свойства человеческой психики, благодаря которым, по мнению многих исследователей, массовая культура приобрела свое сегодняшнее влияние.

Человеческая психика чрезвычайно сложна. Как активное существо человек действует, ищет, ориентируется, выбирает, приспосабливается к обстоятельствам или изменяет их в соответствии со своими нуждами.

Следствиями неустанных усилий человека становятся не только изменения окружающего мира, но и существенные перемены в нем самом, в его психике и мироотношении. Накапливаемый с развитием цивилизации социокультурный опыт обогащает внутренний мир человека. Теплиц К. Т. Все для всех. Массовая культура и современный человек. М., 1996?

Существует несколько основных социально-психологических приемов воздействия на сознание человека, таких, как заражение, внушение, убеждение, подражание. Каждый из этих способов так или иначе находит свое применение в производстве и распространении продуктов массовой культуры.

Заражение — особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей. Это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется через передачу какого-либо эмоционального состояния, психического настроя.

Внушение — целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Метод психопрограммирования аудитории (на котором и основываются пропаганда и реклама) базируется именно на внушении.

Подражание — воспроизведение индивидом образцов демонстрируемого поведения. По мнению некоторых исследователей, в результате подражания возникают групповые нормы и ценности Подражательный элемент наиболее сильно проявляется в такой стороне массовой культуры, как массовое поведение. Как можно заметить, каждый из способов социально-психологического воздействия так или иначе нашел свое применение в производстве и распространении массовой культуры. Кроме того, следует учитывать, что массовая культура — явление, возникшее в массовом обществе, и этот фактор также оказывает заметное влияние на массовое сознание. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.

Массовая культура — не только произведения массового искусства, но и образ жизни, способы духовного потребления, тесно связанные с производственными отношениями. Обратившись к социальной психологии, можно увидеть, что влияние сходных условий существования определенной группы на сознание ее представителей осуществляется следующим путем: а) через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы; б) через общение, большая часть которого происходит в определенной среде. В обе эти сферы вторглась массовая культура посредством воздействия массовых коммуникаций. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М., 2003.

Личный жизненный опыт все чаще подменяется самоидентификацией с любимыми героями фильмов, телесериалов и т. д. Общение также нередко заменяется простым восприятием информации, передаваемой через средства массовой коммуникации. Интересно, что термин «массовые коммуникации» пришел на смену термину «средства массовой информации», тем самым подтверждая, что масс-медиа стали играть не только роль простых каналов передачи информации, но и превратились в полноправных членов коммуникативного акта.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой