Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первой отличительной особенностью правового статуса республики в составе Российской Федерации является ее характеристика как государства. Республики как субъекты Федерации не обладают суверенитетом и не вправе закреплять его в своих конституциях. Признание за республиками суверенитета не имеет для этого как теоретических, так и правовых оснований. Кроме того, наличие такой нормы в конституциях… Читать ещё >

Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Республика в составе Российской Федерации

Первой отличительной особенностью правового статуса республики в составе Российской Федерации является ее характеристика как государства. Республики как субъекты Федерации не обладают суверенитетом и не вправе закреплять его в своих конституциях. Признание за республиками суверенитета не имеет для этого как теоретических, так и правовых оснований. Кроме того, наличие такой нормы в конституциях отдельных республик нарушало принцип равноправия субъектов РФ. Следовательно, наличие в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ термина «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета республик. Этот термин отражает лишь определенные особенности их конституционно-правового статуса, обусловленные спецификой исторического развития федерации в России.

Второй отличительной особенностью республики в составе Российской Федерации является наличие конституции, которая может приниматься: законодательным (представительным) органом государственной власти; особым представительным органом — Конституционным собранием (республики Дагестан, Бурятия); референдумом (Мордовия, Удмуртская Республика). При этом республика самостоятельно определяет порядок принятия своей конституции (законодательным органом власти либо па референдуме), в то время как в иных субъектах уставы принимаются только законодательным органом государственной власти (ч. 1, 2 ст. 66 Конституции РФ).

В некоторых республиках предусматривается народная законодательная инициатива. Так, в Тыве с предложением об изменении конституции может выступить группа избирателей численностью не менее 1 тыс. человек, в Ингушетии — не менее 10 тыс., в Удмуртии — не менее 50 тыс.

Решение об изменении конституции во всех республиках принимается квалифицированным большинством в две трети голосов членов парламента.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает лишь один способ изменения конституций субъектов Федерации — внесение поправок. Однако конституции отдельных республик допускают другой способ их изменения — пересмотр (Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г.).

Третьей отличительной особенностью республик в составе Российской Федерации является их право устанавливать свой государственный язык (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации могут употребляться государственные языки республик.

На заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, комитетов и комиссий палат, на парламентских слушаниях члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе выступать на государственных языках республик или иных языках народов Российской Федерации при обеспечении перевода выступления на государственный язык Российской Федерации в соответствии с регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Четвертой отличительной особенностью правового статуса республик в составе Российской Федерации является право создавать конституционные суды. В настоящее время конституционные суды созданы в республиках Тыва, Адыгея, Карелия, Татарстан и др.

Ранее республики могли устанавливать собственное гражданство (ст. 2 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948;1 «О гражданстве Российской Федерации»), Впоследствии это право у республик было изъято Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой