Обеспечение безопасности труда, улучшение условий работы — первоочередная забота нанимателя. Общее руководство и координацию работы по охране труда осуществляет наниматель.
Порядок планирования мероприятий по охране труда, организации выполнения и координации работ должны быть изложены в Системе управления охраной труда, которую утверждает руководитель предприятия.
Стандарт СТБ 18 001−2009 «Система управления охраной труда. Требования» предусматривает следующие элементы такой системы:
политика в области охраны труда;
планирование;
внедрение и функционирование;
контролирующие и корректирующие действия;
анализ со стороны руководства.
Политика в области охраны труда определяет общую направленность и принципы деятельности организации.
Планирование должно разрешать вопросы:
- — по оценке рисков и управлению рисками;
- — разработки и поддержания в рабочем состоянии процедур для идентификации и обеспечения доступности законодательных и других применяемых требований в области охраны труда;
- — определения цели по охране труда для каждой соответствующей ступени и уровне в пределах управления охраной труда.
Внедрение и функционирование предполагает:
- — определение структуры управления и ответственности работников, решение вопросов их обучения, осведомленности и компетентности;
- — установление схем обмена информацией и проведения консультаций работников;
- — ведение соответствующей документации по СУОТ и управление документацией;
- — разработку мер по готовности к аварийным ситуациям и ответным действиям.
Контролирующие и корректирующие действия определяет:
- — порядок проведения мониторинга и измерения эффективности СУОТ;
- — полномочие и ответственность за несчастные случаи, инциденты, несоответствия;
- — порядок ведения записей и управления ими, проведение аудита.
Руководство должно через определенные промежутки времени анализировать СУОТ с целью определения ее соответствия, целям и задачам управления и вносить при необходимости соответствующие изменения.