Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические основы индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Охват всего спектра индивидуально-психологических различий школьников данной возрастной группы и создание соответствующего ассортимента особых классов (классов возрастной нормы, ускоренного обучения, повышенного индивидуального внимания). Обеспечение органического единства, с одной стороны, психодиагностического (дифферециального) и, с другой стороны, формирующего (диагностического… Читать ещё >

Педагогические основы индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль дифференциации в осуществлении индивидуального подхода

Среди различных направлений и форм образования весомого значения приобрели дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Только сейчас педагоги стали не просто иметь знать о дифференциации, но и осознавать её сущность и использовать на практике А. Н. Острогорский констатировал: «Работая со всем классом, учитель заставляет слушать свои объяснения и ответы слабых учеников. Спрашивается, за что даровитый ученик обрекается на слушание слабых ответов? Сильным было бы полезнее упражнять свои силы на чем-нибудь более соответствующим их способностям» Проблема дифференциации обучения и воспитания интересовала и интересует не только отечественных, но и зарубежных ученых. Так, например, в США по этому поводу существует 3 подхода. Первый заключается в том, что одаренные дети обучаются и воспитываются в условиях обычного класса, но по индивидуальным программам, которые содержат элементы «обогащения» и «ускорения». Последнее предполагает периодическое «перепрыгивание» в более старший класс. Второй подход — это создание для одаренных детей особых классов в структуре обычной школы. И, наконец, третий — организация для этого континента специальных школ. Все три подхода предусматривают представление учащимся возможности расходовать часть учебного времени на самостоятельную работу в школьной библиотеке, которая, естественно, должна быть оснащена для этого всем необходимым. Следует отметить, что в последнее время господствующей становится тенденция к отказу от создания специальных школ для одаренных детей. При этом в качестве главного выдвигается следующий аргумент: одаренный ребенок в конце концов основную часть своей жизни должен будет прожить в обществе, состоящем из людей всех типов. Главное — обеспечить такому ребенку соответствующую интеллектуальную нагрузку. Предпочтение отдается специальным классам для одаренных, функционирующим в структуре массовой школы. С одной стороны, такие классы не отгораживают этих детей от остальных школьников, а с другой — обеспечивают им возможность учиться вместе с такими же или еще более способными учениками. Значит, реальный отказ от смешанных классов необходим. Должен произойти переход к системе поклассной дифференциации в рамках массовой общеобразовательной школы, к системе, которая, должна носить психологический характер.

Именно такая система с 1988/89 уч. года разрабатывается и внедряется в массовую школьную практику коллективом лаборатории школьной психодиагностики НИИ психологии Украины. К эксперименту присоединились сотни школ, причем не только на Украине, но и в Белоруссии, Казахстане, некоторых областях России. Почему ставится вопрос именно о системе? Потому, что поставленная задача — преодолеть взаимное отчуждение школы и ученика решается путем охвата всех основных аспектов учебно-воспитательного процесса. В частности, имеется в виду следующие моменты:

  • 1. Единство и взаимодействие психологического и педагогического аспектов в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса.
  • 2. Направленность на формирование целостной индивидуальности школьника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы.
  • 3. Охват всего спектра индивидуально-психологических различий школьников данной возрастной группы и создание соответствующего ассортимента особых классов (классов возрастной нормы, ускоренного обучения, повышенного индивидуального внимания).
  • 4. Охват всего возрастного диапазона жизненного пути школьника, т. е. школ 1, 2 и 3 ступени.
  • 5. Соответствие системе основных компонентов учебно-воспитательного процесса (обучение и воспитание)
  • 6. Единство в учебно-воспитательном процессе задач обучения и развития школьников.
  • 7. Обеспечение органического единства, с одной стороны, психодиагностического (дифферециального) и, с другой стороны, формирующего (диагностического и воспитательного) аспектов.
  • 8. Единство и взаимосвязь двух типов дифференциации обучения: поклассной и внутриклассной при определяющей роли первой из них.
  • 9. Обеспечение тесного взаимодействия и сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого школьника).
  • 10. Наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование и инструктирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров).

Индивидуальный и дифференцированный подход к младшим школьникам основывается на различиях учебных способностей (внимательности, памяти, мышлении, воображении, речи) учеников. Именно они, эти различия, заставляют стать учителей на путь дифференциации обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой