Педагогические основы индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников
Охват всего спектра индивидуально-психологических различий школьников данной возрастной группы и создание соответствующего ассортимента особых классов (классов возрастной нормы, ускоренного обучения, повышенного индивидуального внимания). Обеспечение органического единства, с одной стороны, психодиагностического (дифферециального) и, с другой стороны, формирующего (диагностического… Читать ещё >
Педагогические основы индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Роль дифференциации в осуществлении индивидуального подхода
Среди различных направлений и форм образования весомого значения приобрели дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Только сейчас педагоги стали не просто иметь знать о дифференциации, но и осознавать её сущность и использовать на практике А. Н. Острогорский констатировал: «Работая со всем классом, учитель заставляет слушать свои объяснения и ответы слабых учеников. Спрашивается, за что даровитый ученик обрекается на слушание слабых ответов? Сильным было бы полезнее упражнять свои силы на чем-нибудь более соответствующим их способностям» Проблема дифференциации обучения и воспитания интересовала и интересует не только отечественных, но и зарубежных ученых. Так, например, в США по этому поводу существует 3 подхода. Первый заключается в том, что одаренные дети обучаются и воспитываются в условиях обычного класса, но по индивидуальным программам, которые содержат элементы «обогащения» и «ускорения». Последнее предполагает периодическое «перепрыгивание» в более старший класс. Второй подход — это создание для одаренных детей особых классов в структуре обычной школы. И, наконец, третий — организация для этого континента специальных школ. Все три подхода предусматривают представление учащимся возможности расходовать часть учебного времени на самостоятельную работу в школьной библиотеке, которая, естественно, должна быть оснащена для этого всем необходимым. Следует отметить, что в последнее время господствующей становится тенденция к отказу от создания специальных школ для одаренных детей. При этом в качестве главного выдвигается следующий аргумент: одаренный ребенок в конце концов основную часть своей жизни должен будет прожить в обществе, состоящем из людей всех типов. Главное — обеспечить такому ребенку соответствующую интеллектуальную нагрузку. Предпочтение отдается специальным классам для одаренных, функционирующим в структуре массовой школы. С одной стороны, такие классы не отгораживают этих детей от остальных школьников, а с другой — обеспечивают им возможность учиться вместе с такими же или еще более способными учениками. Значит, реальный отказ от смешанных классов необходим. Должен произойти переход к системе поклассной дифференциации в рамках массовой общеобразовательной школы, к системе, которая, должна носить психологический характер.
Именно такая система с 1988/89 уч. года разрабатывается и внедряется в массовую школьную практику коллективом лаборатории школьной психодиагностики НИИ психологии Украины. К эксперименту присоединились сотни школ, причем не только на Украине, но и в Белоруссии, Казахстане, некоторых областях России. Почему ставится вопрос именно о системе? Потому, что поставленная задача — преодолеть взаимное отчуждение школы и ученика решается путем охвата всех основных аспектов учебно-воспитательного процесса. В частности, имеется в виду следующие моменты:
- 1. Единство и взаимодействие психологического и педагогического аспектов в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса.
- 2. Направленность на формирование целостной индивидуальности школьника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы.
- 3. Охват всего спектра индивидуально-психологических различий школьников данной возрастной группы и создание соответствующего ассортимента особых классов (классов возрастной нормы, ускоренного обучения, повышенного индивидуального внимания).
- 4. Охват всего возрастного диапазона жизненного пути школьника, т. е. школ 1, 2 и 3 ступени.
- 5. Соответствие системе основных компонентов учебно-воспитательного процесса (обучение и воспитание)
- 6. Единство в учебно-воспитательном процессе задач обучения и развития школьников.
- 7. Обеспечение органического единства, с одной стороны, психодиагностического (дифферециального) и, с другой стороны, формирующего (диагностического и воспитательного) аспектов.
- 8. Единство и взаимосвязь двух типов дифференциации обучения: поклассной и внутриклассной при определяющей роли первой из них.
- 9. Обеспечение тесного взаимодействия и сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого школьника).
- 10. Наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование и инструктирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров).
Индивидуальный и дифференцированный подход к младшим школьникам основывается на различиях учебных способностей (внимательности, памяти, мышлении, воображении, речи) учеников. Именно они, эти различия, заставляют стать учителей на путь дифференциации обучения.