Актуальность исследования. Изучением данной проблемы занимались такие специалисты как Р. Е. Левина [6], Р. И. Лалаева [18,19], Т. Б. Филичева [46,47], Т. В. Туманова [42], А. В. Ястребова [39], Г. В. Чиркина [47] и многие другие.
С учетом постоянного увеличения числа школьников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них фонематических представлений занимает важное место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится достаточно актуальным.
Значимость данного исследования обусловлена тем, что несформированность фонематических процессов и, в частности, представлений, приводит к существенному ограничению объема словаря детей и, вследствие этого, к невозможности полноценного освоения навыков письма и чтения, а это приводит к сильной неуспеваемости у первоклассников.
В современной логопедии проблеме формирования фонематических представлений у учащихся первого класса с общим недоразвитием речи не уделялось достаточного внимания. Большинство исследователей, которые занимаются изучением проблемы общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточной сформированности у этих детей фонематических процессов (Н.С.Жукова [12], Р. И. Лалаева [18,19], Т. Б. Филичева [46,47], Г. В. Чиркина [44,46], А. В. Ястребова [39] и др.). Данные сведения, как правило, указывают на определённые трудности, возникающие у детей с ОНР в процессе формирования фонематических представлений. На этом основании были установлены некоторые направления и отдельные приемы по развитию фонематических представлений у учащихся первого класса с общим недоразвитием речи (Р.И. Лалаева[18,19], Т. Б. Филичева [47], Г. В. Чиркина [46] и др.). В то же время исследования по данной проблеме не носили системного, глубокого характера.
Объект исследования: Фонематические представления учащихся первого класса с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: Фонематические представления.
Цель исследования: изучение формирования фонематических представлений у учащихся первого класса с общим недоразвитием речи.
Задачи:
- 1. Провести анализ логопедической, психологической, лингвистической, психолингвистической, нейропсихологической, психолого-педагогической литературы.
- 2. Разработать методику обследования фонематических представлений и процессов формирующих его у учащихся первого класса с общим недоразвитием речи.
- 3. Провести экспериментальное обследование.
- 4. Определить критерии анализа полученных результатов.
- 5. Проанализировать материалы полученных экспериментальных данных.
Методы исследования:
- 1. Теоретический анализ лингвистической, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- 2. Проведение исследования;
- 3. Анализ и систематизация полученных данных;
- 4. Рекомендации и методики по данной теме.