Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Законы Many. 
Введение в историю права. 
Древний мир

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Законы состоят из 2685 щлок, разделенных на 12 глав. Содержание их таково. Глава 1 — учение о варнах, т. е. varnasrama; гл. 2 — понятие кармы и порядок изучения Вед; гл. 3 — в наиболее обобщенном виде содержит постановления о брачном праве; гл. 4 — учение о дхарме, ее ритуальной стороне; гл. 5 содержит постановления о форме брака; гл. 6 — ритуальные постановления; гл. 7 — публичное право Древней… Читать ещё >

Законы Many. Введение в историю права. Древний мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее значимым в юридическом отношении памятником дхармашастр являются законы Ману, Артхашастра, а также Naradasastra (V в. до Р.Х.), что интересно — все переведены на русский язык.

Достаточно спорным является вопрос их датировки. Даты разнятся от IX в. до Р. X. и до I в. по Р. X. Выражается даже мнение, что Артхашастра старше законов Ману. Надо заметить, что такова общая проблема всех шастр, ибо они создавались не одновременно, не органом государства, а путем кропотливой работы философских школ брахманизма. Лишь у некоторых из них есть собственный автор и совсем уж немногие сохранили его имя. Так, Каутилья (ранее писали «Кауталья») для Артхашастры, Вьяса для Махабхараты, Ватсьяна для Камасутры, Аучапасах для Ушанас и т. д. Тем не менее традиционно считается, что законы Ману несколько старше Артхашастры.

Законы состоят из 2685 щлок, разделенных на 12 глав. Содержание их таково. Глава 1 — учение о варнах, т. е. varnasrama; гл. 2 — понятие кармы и порядок изучения Вед; гл. 3 — в наиболее обобщенном виде содержит постановления о брачном праве; гл. 4 — учение о дхарме, ее ритуальной стороне; гл. 5 содержит постановления о форме брака; гл. 6 — ритуальные постановления; гл. 7 — публичное право Древней Индии или учение о царской власти и государстве; гл. 8 — сведения о процессе, вещном и обязательственном праве; гл. 9 снова возвращается к вопросам семьи и брака, регулирует наследственное право; гл. 10 содержит различные вопросы varnasrama; гл. 11— уголовное право; гл. 12 — заключительные постановления о дхарме. Несмотря на бессистемность изложения материала следует, однако, признать такое его распределение вполне удобным для изучения памятника.

Очень важная особенность законов Ману, относящаяся, правда, ко всей литературе шастр, — это язык этого памятника, вернее грамматическая его форма. Обычно правовой материал передается при помощи модальных форм глагола либо через инфинитивные глагольные формы. В законах Ману употреблен оптатив-потенциалис. В русском языке такой формы наклонения нет, но желательность совершения действия, которое выражается через оптатив, передать можно. Как замечает советский комментатор издания законов, «предложения с применением оптатива точнее всего переводятся на русский язык выражениями: „надо сделать то-то“, „пусть поступает так-то“ и т. д. Этим подчеркивается желательность или необходимость того или иного действия, но не его обязательность, установленная в законодательном порядке» | Законы Ману, 1960, с. 9].

Еще одна особенность законов Ману, как впрочем, и других памятников права древности — это своеобразная техника передачи правила об исключении из общего правила. Например, Ману. III. 56−63 говорят: если у мужа нет детей от жены, то она может спать с его братом, но в IX. 64−68 это квалифицируется как прелюбодеяние; или Ману. VIII. 380−381 запрещает убивать брахмана:

«Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без [телесных] повреждений. На земле нет поступка, более не соответствующего дхарме, чем убийство брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве». Но одновременно с этим:

«Можно убивать, нс колеблясь, нападающего убийцу, — [даже] гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Веде» {Ману. VIII. 350).

Наконец, известно, что браки должны совершаться только между представителями одной варны, но межварновые браки (анулома и пратилома) тем не менее разрешаются. Так, Ману. III. 13—19 разрешает брахману жениться на шудрянке и одновременно осуждает такой брак. Причина таких «несоответствий» достаточно проста. Здесь законодатель, не владеющий еще в достаточной степени аппаратом абстрактного (отвлеченного) мышления, вынужден передавать простую истину, что жизнь гораздо богаче предписаний, пусть даже самых мудрых, и что из них могут и должны быть сделаны исключения, что и делается в такой бессистемной, каузальной форме.

Законы Ману, Manuadharmasastra, переводятся как «наставление Ману в дхарме», пользовались огромным авторитетом в Индии. В последние века, правда, авторитет этот подкреплялся английскими колонизаторами. Речь в них, что интересно, идет от первого лица — легендарного прародителя людей — Ману.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой