Структура организации — логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Структура — элемент внутренней среды. Позволяет осуществлять управление, основа порядка и дисциплины, позволяет планировать, организовывать, направлять, координировать.
При создании структуры организации следует учитывать:
- — Типы производимой продукции
- — Технологию
- — Степень диверсификации
- — Размеры организации
Структура сама может порождать проблемы, препятствующие выполнению работ, если она не подходит данной организации или не полностью реализована.
Симптомы структурных проблем:
- — Низкая мотивация персонала
- — Запоздалые и неправильные решения
- — Конфликты и слабая координация
- — Рост расходов, неадекватная реакция на изменение обстоятельств
Эти проблемы явно проступают в периоды перемен, когда организация:
- — Расширяется
- — Сокращается
- — Изменяет ассортимент
- — Изменяет сферу деятельности
- — Изменяет географию функционирования
А также, когда происходят неудачные изменения в самой структуре.
Структура определяет задачи и ответственность работников, рабочие роли и взаимоотношения связанные с разделением труда.
Важный аспект — сфера контроля. Она включает в себя совокупность лиц, подчинённых конкретному руководителю. Различают широкую («плоская» структура) и узкую (многоуровневая структура) сферы контроля.
Дилеммы при построении структуры:
- 1. Специализация. Ограничить обязанности работника или свести специализацию к минимуму, увеличив его ответственность и предоставив простор в работе?
- 2. Определение работ. Определить работу точно, увеличив контроль, или в общих чертах, предоставив возможность быть гибким и проявлять инициативу?
- 3. Производство и контроль. Уменьшить количество подчинённых, усилив контроль, или увеличить, сокращая число уровней управления?
- 4. Единоначалие. Соблюдать принцип единоначалия, обеспечив ясность линии руководств, или допускать консультацию у нескольких руководителей?
- 5. Централизация решений. Централизовать принятие решений, усилив контроль, или децентрализовать и передавать полномочия, усилив активность и ответственность персонала?
- 6. Объединение сфер деятельности. Группировать людей и работы по функциональному признаку, чтобы у разных специалистов были разные руководители, или объединять их в зависимости от отношения к производству / разработке определённого продукта / типа клиента / географии?