Неречевое поведение журналиста: паравербальный и невербальный ряд в радиосообщении для детей
Практически каждая реплика сопровождается фонограммой, дополняющей образ в сознании радиослушателя: звуковым воплощением прозвучавших мыслей или музыкальным сопровождением речи. На продолжающейся музыкальной подложке начинается диалог Букашкина и Пеструхи о сказочных цветах из «Алисы в стране чудес»; Диалог главных персонажей передачи о сонных маках из Изумрудного города, о розе с планеты… Читать ещё >
Неречевое поведение журналиста: паравербальный и невербальный ряд в радиосообщении для детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Трудность создания детской радиопередачи заключается в том, что у журналиста нет возможности привлечь внимание слушателей с помощью визуальных эффектов: яркого оформления студии, необычного костюма, грима. При этом он должен уметь удерживать внимание детей на протяжении достаточно долгого времени.
Часто, в особенности в советский период, детские передачи предусматривали ведущего-собеседника. Достаточно вспомнить программы «Угадай-ка», «Радионяня», «В стране Литературии»,? везде главенствовал взрослый коммуникатор (Дедушка Константин Петрович, радиоволшебник Николай Литвинов или профессор литературы Архип Архипыч). В современном радиоэфире тоже можно встретить героя, который является одновременно и другом, и взрослым единомышленником. Посмотрим на примере, что может представлять собой передача, рассчитанная на детей.
«Как курица лапой» — радиоспектакль, в котором принимают участие два постоянных главных персонажа: ничего не знающая, но изобретательная и находчивая Курица Пеструха и профессор околосказочных наук, библиофилус Букашкин — маленький человечек, живущий в библиотекеке, знающий всё про всё на свете. В главных ролях заняты народный артист России Борис Плотников и заслуженная артистка России Елена Харитонова" Описание программы на официальном сайте Радио России. http://www.radiorus.ru/brand/about/id/57 260/.
Как курица лапой. РР. 27.12.2015:
- 1. Фирменная звуковая заставка программы, состоящая из вступительной фразы «Настоящая курица на настоящем радио», после чего следует написанная специально для этой передачи песня, далее Пеструха проговаривает название передачи;
- 2. На продолжающейся музыкальной подложке начинается диалог Букашкина и Пеструхи о сказочных цветах из «Алисы в стране чудес»;
- 3. Звуковой фрагмент из аудиоверсии произведения Льюиса Кэрролла;
- 4. Диалог главных персонажей передачи о сонных маках из Изумрудного города, о розе с планеты Маленького принца;
- 5. Звуковой фрагмент из аудиверсии произведения Антуана де Сент-Экзюпери;
- 6. Разговор о подснежниках из «Двенадцати месяцев», о волшебной лилии из «Золотого горшка»;
- 7. Пеструха сообщает о том, что собралась на рынок;
- 8. Звуковой фрагмент, переносящий слушателя на рынок: множество разных голосов, шум.
И так далее.
Практически каждая реплика сопровождается фонограммой, дополняющей образ в сознании радиослушателя: звуковым воплощением прозвучавших мыслей или музыкальным сопровождением речи.
Речь радиожурналистов всегда сопровождается паралингвистическими элементами: интонацией, тембром, ритмом, темпом, силой голоса и т. д. Когда же журналисты перевоплощаются в узнаваемых героев, их слово, свободное от оков письменной речи, «вводит в оборот массового общения всё интонационное богатство человеческой речи, чем существенно расширяет арсенал своих выразительных средств» Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики: Учеб. Пособие. — СПб., 2004. С. 19.. По интонации и тембру голоса «слушатель догадывается об отношении журналиста к предмету разговора, если даже в его речи совсем нет оценочных слов. Но радиожурналистами разрабатываются в качестве профессиональных приёмов и другие способы создания образа, отличающиеся от тех, которые применяют газетчики с одной стороны и работники телевидения — с другой. Эти способы тесно связаны с использованием специфических выразительных средств радио, как натуральных — живых голосов, шумов, музыки, так и технических: наложений, повторов, изменения скорости звука, реверберации, монтажа» Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие. — М., 2012. С. 165. Разные звуковые эффекты способны перенести слушателя на место действия, наполняя эфирное повествование эмоциональностью.
В связи с этим можно говорить о «звуковом образе». А. А. Шерель дал следующее определение этому понятию: звуковой образ — это совокупность звуковых элементов (речи, музыки и шумов), создающих у слушателя посредством ассоциаций представление (в обобщенном виде) о материальном объекте, жизненном событии, характере человека Шерель А. А. Радиожурналистика. — М., 2000. С. 77.. Перечисленные выразительные средства радио в правильном соотношении способны создать радиопродукцию, релевантную для детской аудитории.