Методы и модели теории систем и системного анализа
Методы типа «мозговой атаки», или коллективной генерации идей, «сценариев», «дерева целей», морфологического подхода и т. п.; Понятие о когнитивном подходе и формах его реализации. Принципы формирования когнитивной карты и методы ее исследования; Понятие об имитационном динамическом моделировании и его применении при разработке прогнозов Римского клуба; Обосновывать выбор класса методов… Читать ещё >
Методы и модели теории систем и системного анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В поисках методов моделирования сложных систем и проблемных ситуаций исследователи обращались к различным разделам математики, предлагали новые, искали приемы и методы постановки задач, организации процесса коллективного принятия решений по разработке и совершенствованию сложных систем.
Для того чтобы облегчить выбор методов в реальных условиях, необходимо разделить их на группы (классы) и разработать рекомендации по их использованию при отображении систем различных классов.
Поэтому в данной главе дается представление о проблеме принятия решений (параграф 2.1), характеризуются основные подходы к моделированию систем (параграф 2.2), обосновывается предлагаемая классификация методов (параграф 2.3), в которой в качестве основных классов выделяются методы формализованного представления систем и методы, направленные на активизацию интуиции и опыта специалистов, характеризуемые в параграфах 2.4 и 2.5; приводится краткая характеристика специальных методов системного анализа, сочетающих средства МАИС и МФПС (т.е. возможности качественного и количественного анализа), два из которых, развиваемые авторами учебника, излагаются в гл. 3 и 4; рассматривается роль теории систем и системного анализа в выборе методов моделирования (параграф 2.6) и принципы раз-работки методик системного анализа (параграф 2.7).
После изучения данной главы студент должен:
знать
- — основные особенности системно-целевого, логико-лингвистического, морфологического, функционально-технологического и процессного подходов;
- — виды классификаций методов моделирования систем;
- — основные понятия аналитических, статистических, теоретикомножественных методов;
- — методы математической логики, математической лингвистики и теории графов;
- — методы типа «мозговой атаки», или коллективной генерации идей, «сценариев», «дерева целей», морфологического подхода и т. п.;
- — принипы разработки методики системного анализа;
- — методику ПАТТЕРН;
- — приемы и принципы структуризации Ю. И. Черняка;
- — методику С. А. Валуева;
- — понятие об имитационном динамическом моделировании и его применении при разработке прогнозов Римского клуба;
- — понятие о структурно-лингвистическом моделировании и его модификациях;
- — понятие о когнитивном подходе и формах его реализации. Принципы формирования когнитивной карты и методы ее исследования;
- — историю и основные особенности теории ситуационного управления Д. А. Поспелова;
уметь
- — выбирать подход для моделирования конкретного объекта и задачи принятия решения;
- — определять класс системы для отображения исследуемого или проектируемого объекта;
- — обосновывать выбор класса методов моделирования систем для конкретных задач принятия решений;
- — обосновывать выбор целесообразности применения имитационного динамического моделирования, структурно-лингвистического, когнитивного подходов к моделированию систем, теории ситуационного управления для конкретной задачи принятия решения;
владеть
— навыками выбора методики, принципов и приемов структуризации для конкретного исследуемого или проектируемого объекта, разработки структуры методики системного анализа.