Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Урок 7. КАКОЙ ВЕРЫ ДЕРЖАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ ДО ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задача настоящего урока состоит не только в сообщении понятия о языческой вере наших предков, но и в указании следов язычества в современном нашем быту. Поэтому изложение урока должно быть приноровлено к местным обычаям. Учитель должен изучить эти обычаи. Святочные игры, летние хороводы, поминальные и свадебные обряды: разные поверья о домовых, леших, ведьмах и пр. дадут учителю обильный материал… Читать ещё >

Урок 7. КАКОЙ ВЕРЫ ДЕРЖАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ ДО ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До великого князя Владимира, сына Святослава, предки наши не знали христианской веры и были язычниками. Они не знали, что есть единый Бог, который все сотворил и всем управляет. Они думали, что богов много. Так, они считали богом солнце, потому что видели от него много добра, и полагали, что оно по собственному желанию благодетельствует людям. Наши предки почитали также за бога грозу. Замечая, что гроза иногда бывает полезна для полей, а в другое время она только приносит вред, они думали также, что гроза есть живое существо, которое бывает иногда доброе, а иногда злое. Наконец, замечая, что в одних домах хозяйство идет удачно, в других же все как-то не ладится, наши предки полагали, что в каждом доме живет невидимый человек, который либо посылает счастье дому, либо вредит ему. Солнце славяне почитали под именем Даждьбога, грозе молились, называя ее Перуном, домашнее божество называли домовым. Это были у наших предков главные боги.

Наши предки занимались главным образом земледелием, а хорошему росту хлеба больше всего помогает солнечный свет и теплота. Поэтому солнцу, или Даждьбогу, они молились усерднее, чем всем другим богам. Чтобы задобрить солнце, они совершали в его честь многие праздники. Так, в честь Даждьбога устраивался праздник в ту пору, когда, по пословице, «солнце поворачивает на лето, а зима на мороз», т. е. в конце декабря месяца. Наши предки рассчитывали, что если при этом случае сделать что-нибудь приятное для солнца, то оно скорее поворотит на лето и поменьше пошлет зимних морозов. Поэтому они устраивали складчину, собирались вместе, пировали и величали солнце в песнях. Праздник этот назывался Коляда. В ту пору, когда обыкновенно начинается весенняя притайка снега, славяне опять праздновали солнцу. Это был у них вместе с тем праздник в память умерших родственников. Славяне думали, что умершие только зимою спокойно лежат в могилах, а чуть становится теплее, так они выходят, а когда солнце начинает пригревать, то они начинают чувствовать охоту поесть. Поэтому в самый праздник солнцу славяне посещали могилы своих родственников, ели здесь блины и оставляли часть кушанья на могилах. Этот праздник назывался Масляницей. В некоторых местах в этот праздник делали соломенную куклу, которая изображала собою зиму, и с торжеством сжигали ее в знак того, что солнце победило зиму. Затем большой праздник в честь солнца совершался в конце июня месяца, когда солнце начинает греть уже чисто по-летнему. Наши предки думали, что в это время от действия солнечной теплоты все растения становятся полезнее, чем в другое время. Поэтому в летний праздник собирали лекарственные травы. Думали также, что в этот праздник дает цвет папоротник, который никогда не цветет, и вот многие искали по ночам этого цвета. Кроме того, в летний праздник солнца устраивались пирушки на открытом воздухе, молодые люди составляли хороводы и в песнях хвалили солнце.

Храмов славяне не строили и идолов они не имели много. Идолы обыкновенно помещались на холмах, и здесь им приносили временами жертвы. При этом не было особых жрецов, а каждый мог прислуживать около идола.

Вопросы для повторения

Задача настоящего урока состоит не только в сообщении понятия о языческой вере наших предков, но и в указании следов язычества в современном нашем быту. Поэтому изложение урока должно быть приноровлено к местным обычаям. Учитель должен изучить эти обычаи. Святочные игры, летние хороводы, поминальные и свадебные обряды: разные поверья о домовых, леших, ведьмах и пр. дадут учителю обильный материал для бесед с учениками о значении разных слов (ай люли, ойдид-ладо и т. п.) и действий, произносимых и производимых без всякого сознания, по одной привычке. Указавши ученикам на некоторые известные им обычаи, учитель просит учеников растолковать их значение. Ученики, конечно, окажутся несостоятельными. Тогда учитель дает им должное объяснение и переходит к изложению верований и обрядов славянского язычества. Окончив эту часть работы, учитель обращает внимание учеников на другие обычаи того же характера, и последующие объяснения учеников укажут, насколько учитель достиг предположенной цели.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой