Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Характеристика коммуникативных барьеров и возможных способов их преодоления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сообщение, передаваемое источником получателю, преодолевает многочисленные коммуникативные барьеры. В результате оно может быть принято не полностью, в искаженном виде или не принято вовсе. Поэтому наша работа очень актуальна. Коммуникативные барьеры возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий… Читать ещё >

Введение. Характеристика коммуникативных барьеров и возможных способов их преодоления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Любой человек формируется в определенной социальной и культурной среде. Соответственно, важнейшей деятельностью является коммуникация. Одна из ключевых её проблем — адекватное восприятие передаваемой информации и, следовательно, результативность коммуникации. В то же время, возрождение интереса к проблемам общения в XX веке наблюдалось за пределами языкознания и психологии, и даже не только в новых их отраслях, возникших во второй половине столетия, психолингвистике и социолингвистике. В телефонии, телеграфии, радио и другой связи этот интерес первоначально носил сугубо практический характер «улучшения» коммуникации. В дальнейшем проблема моделирования взаимосвязи как машины с машиной, так и человека с человеком, и человека с машиной стала предметом рассмотрения кибернетики как науки об управлении и теории искусственного интеллекта. Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации, а интерес к человеческой составляющей производственной деятельности поставил вопросы коммуникации в сфере менеджмента. Так или иначе, с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты множества отраслей человеческой деятельности. Сейчас проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных проблем для человечества.

Сообщение, передаваемое источником получателю, преодолевает многочисленные коммуникативные барьеры. В результате оно может быть принято не полностью, в искаженном виде или не принято вовсе. Поэтому наша работа очень актуальна. Коммуникативные барьеры возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов — богатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезаурусов — лингвистического смыслового наполнения произносимых слов. В целях повышения эффективности коммуникации следует уделять внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления.

Цель данной работы — анализ коммуникативных барьеров общения и способов их преодоления. В своей работе мы подробно останавливаемся на группе барьеров понимания, так как, по нашему мнению, они представляют наибольшую проблему с точки зрения лингвистики.

В ходе выполнения работы нами были поставлены следующие задачи:

  • — рассмотреть процесс коммуникации и его основные модели;
  • — рассмотреть понятие барьера и различные виды барьеров;
  • — описать различные способы преодоления барьеров коммуникации;
  • — провести сравнительный анализ эффективности использования различных приемов преодоления психологических барьеров;
  • — применить различные приемы преодоления барьеров понимания в ходе проведения рада занятий с детьми;
  • — провести ряд занятий с детьми, изучающими иностранный язык, для определения степени влияния межъязыковых барьеров на процесс коммуникации.

Объектом исследования являются коммуникативные барьеры, а предметом — содержание коммуникативных барьеров и их преодоление.

В ходе работы были использованы методы теоретического (анализ и синтез теоретического материала, индукция и дедукция) и эмпирического (наблюдение, эксперимент, моделирование) исследования.

Новизна работы заключается в том, что теоретически мы объясняем происхождение барьеров через теорию речевых актов Дж. Остина и теорию коммуникации П. Грайса и предлагаем возможные способы их преодоления.

Практическая значимость определяется тем, что мы смогли применить приемы и правила преодоления коммуникативных барьеров с целью совершенствовать навыки их преодоления при проведении ряда занятий с ребятами, изучающими иностранный язык, а затем увидеть результат в ходе встречи и коммуникации с носителем иностранного языка. Таким образом, наша работа не только систематизирует коммуникативные барьеры, но и отбирает наиболее результативные способы их преодоления.

Теоретическую базу нашей работы составили исследования таких ученых, как Шарков Ф. И., Бодалев А. А., Грайс Г. П., Сусов И. П., Серль Дж. Р., Царева М. А, Веробьева В. Л., Бобров С. П., Василик М. А., Курницина Б. Н, Поршнев Б. Ф., Шевандрин Н. И. и другие.

Нами была произведена апробация работы в процессе участия на ежегодной студенческой конференции, где исследование заняло первое место в своей секции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой