Решающим фактором в создании произносительных навыков, как и любых других, являются упражнения, в данном случае фонетические.
1. Упражнения на восприятие нового звука на слух:
в потоке речи — в речевом образце сначала в речи учителя, затем в механической записи.
в отдельном слове, изолированно, в сочетании с пояснениями учителя, если данная фонема относится ко второй группе;
с последующим многократным воспроизведением сначала в отдельном слове, затем в речевом образце.
2. Упражнения на воспроизведение фонетического явления. Используются коллективные и индивидуальные формы работы.
воспроизведение отдельными учащимися и исправление учителем возможных ошибок.
хоровое воспроизведение вместе с учителем.
хоровое воспроизведение без учителя.
индивидуальное воспроизведение отдельными учащимися в целях контроля сформированности правильного слухо-речемоторного образца.
3. Тренировочные упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетических направленных упражнениях (например, считалки). К этому же виду упражнений относятся условно-речевые упражнения диалогического и монологического характера, в которых изученные фонемы тренируются в условно-речевом общении, в учебной речи.
Упражнения на развития фонетического и интонационного слуха:
устно разделите слово на звуки и назовите их. Определите количество слогов в услышанных словах.
Установите количество кратких или долгих гласных в услышанных словах.
Найдите в колонках и отметьте слова в той последовательности, в которой они звучали.
Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.
Определите количество слов в прослушанных предложениях.
Определите на слух и запишите последнее слово каждого предложения прослушанного отрезка.
Формирование произносительных навыков:
прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.
Прослушайте пару звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.
Поднимите руку, когда услышите вопросительное, повествовательное, отрицательное предложение.
Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.
Назовите слово, содержащие определенный звук.
Произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различия в произношении звуков.
Произнесите пословицу, скороговорку сначала медленно затем быстро (тихо — громко).
Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса учителя или диктора, прочитайте текст вслух.