Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Функциональные и возрастные особенности системы органов пищеварения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глотание пищевого комка является рефлекторным актом. Глотательный рефлекс начинает формироваться раньше, чем рефлекс сосания. У плода 6 — 7 месяцев он уже сформирован, а у новорожденного ребенка хорошо координирован. Как и у взрослых, глотание делится на три фазы: ротовую, глоточную и пищеводную, но последняя фаза не вызывает пищевую релаксацию желудка, что характерно для взрослого человека… Читать ещё >

Введение. Функциональные и возрастные особенности системы органов пищеварения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пищеварение — это процесс расщепления пищевых структур до компонентов, утративших видовую специфичность и способных всасываться в желудочно-кишечном тракте. При этом пластическая и энергетическая ценность питательных веществ сохраняется. Попадая в кровь и лимфу, питательные вещества включаются в обмен веществ организма и усваиваются его тканями. Следовательно, пищеварение обеспечивает питание организма и тесно связано с ним. В каждом возрастном периоде пищеварение имеет свои особенности.

Развитие и особенности пищеварения в ротовой полости

В ребенка грудного возраста сосание является основным механизмом, обеспечивающим поступление в организм питательных веществ: материнского молока или питательных смесей через соску. Оно является безусловно-рефлекторным актом, который появляется у плода на 4-м месяце и полностью формируется на 5 — 6-м месяце внутриутробного развития. Оно изменяется в зависимости от раздражений, механо-, хемо-, термои вкусовых рецепторов в полости рта. Акт сосания чрезвычайно сложен, требует координированной деятельности ряда мышц и согласования его с дыханием и глотанием. У взрослых людей глотание не может осуществляться одновременно с дыханием, что предотвращает попадание пищевого комка в воздухоносные пути. У новорожденных детей сосание, глотание и дыхание могут происходить одновременно и молоко не попадает в гортань из-за более высокого расположения входа в нее, чем у взрослых. У ребенка во время кормления дыхание сменяется со смешанного типа на грудное, а при выключенном брюшном дыхании и опущенной диафрагме молоко легче проходит по пищеводу в желудок [4].

С переходом на прием плотной пищи особое значение приобретают ее размельчение, смачивание и формирование пищевого комка, что достигается с помощью жевания.

Жевание становится эффективным сравнительно поздно — к 1,5−2 годам. В первые месяцы после рождения зубы находятся под слизистой оболочкой десен. Прорезывание молочных зубов происходит с 6 до 30-го месяца в определенной последовательности для разных зубов. Молочные зубы заменяются постоянными в период с 5−6 до 12−13 лет. При прорезывании молочных зубов жевательные движения слабые, аритмичные, с увеличением числа зубов они становятся ритмичными и по силе, длительности, характеру приводятся в соответствие со свойствами пережевываемой пищи.

В пубертатном периоде развитие зубов заканчивается, за исключением третьих коренных (моляры, зубы мудрости), которые прорезываются в 18 — 25 лет.

Слюноотделение у детей, как и у взрослых, осуществляется тремя парами крупных слюнных желез (околоушная, подчелюстная, подъязычная) и рядом мелких, расположенных в слизистой оболочке полости рта, у корня языка, на твердом и мягком небе. С возрастом масса желез и число гландулоцитов в них увеличиваются, ветвится и расширяется система выводных протоков. К 2 годам слюнные железы детей по гистологическому строению сходны с таковыми у взрослых.

Слюнные железы новорожденных выделяют очень мало слюны. С возрастом количество ее медленно увеличивается. Значение слюны при лактотрофном питании ребенка состоит в герметизации губ с материнской грудью [1].

С 4−6-месячного возраста слюноотделение у детей значительно усиливается, что связано с прикормом (густая и твердая пища, раздражая слизистую оболочку рта, усиливает слюноотделение) и появлением молочных зубов (физиологическая гиперсаливация). Неумение глотать слюну приводит к слюнотечению, которое прекращается к 1 — 1,5 года.

Смешанная слюна ребенка имеет колеблющиеся в широких пределах значения рН 6 — 7,8, содержит неорганические и органические вещества. Среди последних муцин (слизь) — важный компонент для формирования и ослизнения пищевого комка, образования защитного слоя на слизистой оболочке полости рта и глотки. Слюна содержит ряд ферментов, в их числе а-амилазу, которая в гидролизе молока участия не принимает, так как не имеет лактазной активности. Активность амилазы в слюне новорожденных не превышает 1/3 ее активности у взрослых, которой она достигает в возрасте 1 — 2 лет. При раннем прикорме этот процесс ускоряется.

Существенна липолитическая активность слюны, с участием которой в желудке гидролизуются жиры молока.

Ниже, чем у взрослых, активность в слюне детей лизоцима (муромидаза), оказывающего бактерицидное действие.

Ведущее значение в стимуляции слюноотделения ребенка имеет безусловный рефлекс с рецепторов языка и слизистой оболочки полости рта. В течение первого года жизни на основе этого рефлекса формируются натуральные условные слюноотделительные рефлексы на вид матери, время кормления, запах молока, пеленание перед кормлением [4].

Глотание пищевого комка является рефлекторным актом. Глотательный рефлекс начинает формироваться раньше, чем рефлекс сосания. У плода 6 — 7 месяцев он уже сформирован, а у новорожденного ребенка хорошо координирован. Как и у взрослых, глотание делится на три фазы: ротовую, глоточную и пищеводную, но последняя фаза не вызывает пищевую релаксацию желудка, что характерно для взрослого человека. Отличия глотания у детей раннего возраста объясняются особенностями строения глотки и пищевода и недостаточной регуляторной сформированностью этого сложного цепного рефлекса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой