Успешная практическая деятельность человека все в большей степени зависит от эффективной организации обмена информацией. Информационные процессы реализуются в таких сферах деятельности людей как экономика и техника, наука и технология, медицина и социальное обеспечение. Информацию и данные все чаще рассматривают, как жизненно важные ресурсы, которые должны быть организованы так, чтобы ими можно было свободно и удобно пользоваться.
Информационные системы городского применения ориентированы на решение задач управления. Современные города относятся к категории сложных систем, и система управления городом на практике имеет иерархическую структуру. Это определяет разнообразие в типах и назначениях информационных систем, относящихся к различным уровням управления. Структура системы управления городом включает в себя много составляющих. Одним из важнейших подразделений является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Назначение этого подразделения — это поддержание в исправном состоянии всех систем жизнеобеспечения, а также обслуживание населения, предприятий, различных организаций всего города. В состав ЖКХ входят: отдел энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и т. д. Эти отделы относятся к учетным системам и для них уместно и целесообразно применение автоматизированных информационных систем (АИС). Из-за отсутствия в городе единой информационной базы по абонентам, сведения, характеризующие учет и контроль работы с населением, формируются и используются в виде самостоятельных данных непосредственно в структурных подразделениях органов управления, т. е. автономно.
Как уже отмечалось ранее, одним из подразделений ЖКХ является Таганрогский «ГорГаз». Проведенный анализ существующих технологий взаимодействия с абонентом показал отсутствие актуальной и удобной системы, данная сфера требует значительных трудовых затрат и не обеспечивает соответствующего качества рабочего процесса по ряду причин:
- · Абоненту сложно правильно заполнить показания расходов (особенно населению пенсионного возраста);
- · Абоненту сложно следить за функционированием прибора учета и своевременно обнаружить его выход из строя;
- · Абоненту может быть неизвестен порядок взаимодействия с отделами «ГорГаз»;
- · Оператору сложно производить поиск необходимой информации, а так же производить взаимодействие с абонентом, не имея в своем распоряжении информационной системы способной решать поставленные перед ней задачи;
- · Поиск необходимой информации обременителен и неэффективен;
- · Учет поступивших данных не всегда производится в электронном виде;
- · Хранение и резервирование информации не происходит должным образом.
Эти и многие другие проблемы послужили причиной для создания информационной системы Абонентского отдела Таганрогского «ГорГаз».