Процессуальная характеристика педагогической технологии
Технология основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осуществляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и… Читать ещё >
Процессуальная характеристика педагогической технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Технология основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осуществляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами и т. д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом ребенка. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоской модели, инструкции и т. д. Таким образом, ребенка знакомят с разными способами передачи информации.
Акты учебного цикла. | Этапы технологии развивающих игр | Деятельность детей. | Деятельность педагога. |
Ориентировочно-мотивационный: совместная постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность. | Предварительный. | Обеспечивает доступность игр для детей, их привлекательность. | |
Ориентационный. | Наблюдает. | Предлагает вниманию ребенка игру. Инициирует желание ребенка поиграть через наблюдение за игрой взрослого. | |
Поисково — исследовательский практический: педагог приводит детей к самостоятельному постижения нового материала, формулированию выводов, их фиксированию в модельной форме. | Содержательно — операционный. | Рассматривает игры. Интересуется ими. Осуществляет свободную игровую деятельность. | Предлагает ребенку игры более легкие, не доходя до трудных (ориентируясь на возраст, уровень развития ребенка, его интерес). Обеспечивает сменяемость видов деятельности ребенка за счет использования разнообразных игр. |
Рефлексивно-оценочный акт: осознание учеником недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний. | Ценностно — волевой. | Оценивает получившейся результат с образцом. Анализирует, что не получилось, в случаи неудачи. | Осуществляет позитивную оценку реально достигнутых успехов ребенка в сочетании с предвосхищающим настроем на новые действия. Обеспечивает эффект новизны, на основе уже известного (предлагает известные и новые игры). Организует физическую разминку, двигательную активность в непринужденной обстановке. Использует метод «ледокола» — каждый день начинает с уже освоенного, затем предлагает неизвестное более трудное. Осуществляет образное «оживление» игровой ситуации. |
Задачи располагаются в порядке возрастания сложности. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2−3 летнему малышу, до несложных взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Большинство игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, позволяют детям и взрослым составлять новые варианты заданий, новые варианты игр, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В этих играх удалось объединить один из основных принципов обучения, от простого к сложному, с принципом творческой деятельности, самостоятельно по способностям, где ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Процесс действия с развивающими играми обеспечивает выполнение 5 основных условий развития способностей:
- 1) развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- 2) их задания — ступеньки создают условия, опережающее развитие способностей;
- 3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до самого «потолка», ребенок развивается более успешно;
- 4) развивающие игры могут быть разнообразны по содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- 5) не вторгаясь в игру ребенка взрослый создает тем самым условия для развития детской самостоятельности.
Основной структуры учебного процесса в системе развивающего обучения является учебный цикл, т. е. блок занятий. Учебный цикл состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково — исследовательского, практического и рефлексивно-оценочного актов.
Для того, чтобы понять насколько технология развивающих игр (Б.П. Никитина) соответствует идеям развивающего обучения необходимо провести соотнесение актов учебного процесса в рамках развивающего обучения и этапов технологии развивающих игр.