Управление снабжением предприятия
На крупных заводах с большим грузооборотом, требующим применения всех видов транспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного, безрельсового (автомобильного) и водного транспорта. Транспортное хозяйство на таких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. На средних заводах создается единый транспортный цех, включающий несколько участков по видам транспорта. Для мелких… Читать ещё >
Управление снабжением предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс снабжения — это совокупность операций, обеспечивающих предприятие необходимыми предметами и средствами труда. Основная задача предприятия по организации снабжения — своевременное бесперебойное и комплексное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами при минимальных издержках управления запасами.
Обеспечение производств сырьем, материалами, покупными полуфабрикатами и готовыми изделиями связано с выполнением таких функций, как закупка, транспортировка, складская переработка и другими. Все эти операции планируются, осуществляются, контролируются и регулируются специализированными службами, подразделениями снабжения или специальными сотрудниками (в зависимости от размера предприятия).
В снабженческой деятельности предприятия можно выделить два основных вида функций: внешние и внутренние.
Внешние функции снабжения определяют взаимоотношения предприятия с другими предприятиями-поставщиками, оптовыми и розничными торговыми фирмами, транспортными организациями:
- — поиск возможных поставщиков материальных ресурсов, анализ и выбор наиболее подходящих из них;
- — заключение договоров с поставщиками;
- — установление рациональных хозяйственных связей по поставкам продукции на предприятие, заключение договоров с потребителями;
- — выбор средств доставки материальных ресурсов от поставщиков и к потребителям, заключение договоров с транспортными фирмами.
Внутренние функции снабжения характеризуют взаимодействие службы снабжения с административными и производственными подразделениями данного предприятия:
- — планирование материально-технического снабжение на основе баланса материальных ресурсов (плана снабжения);
- — организация и планирование снабжения средствами и предметами труда производственных подразделений;
- — лимитирование отпуска материалов со склада;
- — подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению,
- — отпуск и доставка материальных ресурсов со склада на место их потребления;
- — оперативное регулирование движения материальных ресурсов, контроль над их использованием на предприятии.
Различают две формы снабжения:
- 1. транзитная форма снабжения — предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добывающих, обрабатывающих
- 2. складская форма снабжения — материальные ресурсы предприятие получает с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций, оптовых и розничных торговых фирм.
Структура транспортного хозяйства определяется главным образом объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйства завода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо, колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и т. д.
На крупных заводах с большим грузооборотом, требующим применения всех видов транспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного, безрельсового (автомобильного) и водного транспорта. Транспортное хозяйство на таких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. На средних заводах создается единый транспортный цех, включающий несколько участков по видам транспорта. Для мелких заводов с небольшим грузооборотом, но требующим применения всех видов транспорта, создаются объединенные транспортные хозяйства для нескольких предприятий. Эти хозяйства могут создаваться при головном заводе или выделяться в самостоятельные транспортные хозяйства ведомственного характера.
Транспортные цехи имеют в своем составе ряд служб и участков. Так, железнодорожный цех имеет службу движения (эксплуатации), службу тяги (подвижного состава), службу пути, службу погрузочно-разгрузочных работ. Цехи безрельсового транспорта обычно имеют службу эксплуатации (организации перевозок) и техническую службу по поддержанию подвижного состава в исправном состоянии. Транспортный цех (отдел) осуществляет планирование всех перевозок и грузовых работ, организацию производства перевозок, оперативное управление эксплуатацией транспорта и его ремонт, учет работы транспортного хозяйства.
На предприятиях используют различные виды транспортных средств:
по сфере обслуживания — средства межцехового и внутрицехового транспорта;
в зависимости от назначения и места действия — внешний (железнодорожный, автомобильный) и внутренний;
в зависимости от места перемещения грузов — напольный (тележки, электрокары, аккумуляторные тягачи и т. п.) и подвесной (электротали, конвейеры, кран-балки);
в зависимости от режима работы — транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т. п.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т. п.);
по направлениям движения — транспортные средства для горизонтального (транспортеры, рольганги), вертикального (лифты, элеваторы и т. п.) и смешанного перемещения (краны, канатные и монорельсовые дороги);
по уровню автоматизации — автоматические, механизированные, ручные;
по виду перемещаемых грузов — транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.
Способ транспортировки грузов может быть тарный и бестарный.
Тарный способ предусматривает транспортировку грузов в специальной таре (тазы, контейнеры, ящики и т. п.). он обеспечивает хорошую сохранность груза, позволяет сократить время на погрузку и разгрузку, упрощает учет грузов в случае использования мерной тары.
Бестарный способ применяется для навалочных, штучных, жидких грузов и при пневмотранспортировке. Этот способ не трудоемок, не требует затрат на тару и упаковку груза и может использоваться в том случае, когда не возникает опасений за повреждение продукции и снижение ее качества. Бестарный способ требует больших затрат на изготовление и монтаж транспортных устройств, но позволяет достичь высокой степени механизации и автоматизации операций транспортировки.
Техническая база транспортного хозяйства определяется видом транспортных средств и их техническим состоянием, приспособленностью к конкретным условиям грузопереработки, уровнем механизации транспортных работ. Транспортные хозяйства предприятий располагают железнодорожным, безрельсовым (автомобильным, тележечным), водным, механическим видами транспорта.
Ж…