Модель успешного менеджера
Менеджер в определенной степени должен быть тонким психологом, поскольку правильно выбранный стиль руководства, благоприятная рабочая среда, культура управленческого труда способствуют повышению качества и эффективности труда, оказывают значительное влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение менеджера, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе… Читать ещё >
Модель успешного менеджера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Качества личности
Причиной появления управления как обособленного вида деятельности является разделение труда и необходимость углубленных профессиональных знаний для организации и координирования совместной деятельности людей.
В управленческом труде сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой, передачей и хранением информации. Выполнение сложной, разнообразной, требующей инициативного подхода работы требует от менеджера наличия определенных профессиональных и личностных качеств. Личность менеджера — это не только требования, которые предъявляются к нему с позиций эффективного управления. Это оригинальное, неповторимое сочетание качеств, которые определяют его стиль управленческой деятельности, выбор позиций в критических ситуациях, отношение к действительности, к людям.
Совсем недавно важнейшим аспектом деятельности руководителей являлось выполнение непосредственных управленческих функций, т. е. планирование, организация, регулирование, контроль деятельности предприятий, изучение различных технологий производства и т. д. В настоящее же время основной акцент сделан на умение управлять коллективом, так как человеческому фактору стало уделяться большее внимание.
Менеджер в определенной степени должен быть тонким психологом, поскольку правильно выбранный стиль руководства, благоприятная рабочая среда, культура управленческого труда способствуют повышению качества и эффективности труда, оказывают значительное влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение менеджера, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют росту производительности труда, развитию творческой инициативы работников и в итоге дают высокие показатели деятельности предприятия.
Практика показывает, что менеджеры, добившиеся хороших отношений с сотрудниками, основанных на взаимном доверии и уважении, добиваются лучших результатов в работе, большей отдачи от персонала. По мнению Питера Ф. Друкера (одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века), управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно действующую, целенаправленную и производительную группу. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации.
Обычно менеджер независим от собственности на капитал организации, в которой он работает. Деятельность менеджера заключается в производительном труде, характерном для условий комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. В рамках данного факта, основной задачей менеджера является обеспечение нормального существования организации при любых изменениях ситуации.
Так как на менеджера возлагается большая ответственность и обширный круг обязанностей, то он должен обладать определенным набором качеств, основные из которых были сформулированы Альфредом Слоуном (генеральным директором автомобильной корпорации General Motors в 1923;1937 г. г.):
- — умение управлять на основе опыта, знаний, воображения;
- — приверженность к фактам и неустанный поиск истины;
- — открытость мышления и стремление к беспрестанному анализу;
- — готовность идти на риск, предварительно рассчитав его цену;
- — справедливость и уважение прав других людей и целей также организации;
- — принципиальность и стремление отстаивать свою точку зрения;
- — лояльность и готовность пожертвовать личным в интересах дела;
- — движение вперед и создание условий для лучшего выбора.
Научный центр по подготовке менеджеров одного из крупнейших банков в мире «Чейз Манхеттен Банк» разработал современную идеальную модель менеджера. В соответствии с данной моделью современный менеджер должен обладать следующим набором качеств:
- — гуманное отношение к работникам;
- — дружеские отношения с сотрудниками (отношения не могут доходить до панибратства);
- — саморепрезентация — стремление к тому, чтобы нравиться людям;
- — использование работника в интересах организации через оказание ему помощи в решении проблем;
- — способность управлять ситуацией, т. е. менеджер должен только на 20% зависеть от воздействия окружающей среды, а на 80% — управлять ситуацией;
- — способность к принятию решений;
- — способность к альтернативному мышлению;
- — неудовлетворительность результатом без отражения этого на персонале;
- — получение удовлетворения от своей работы на 100%.
Приведенный перечень личностных и профессиональных качеств не является исчерпывающим. Кроме того, в конкретных ситуациях не все из названных качеств являются значимыми и обязательными. Тем не менее, личность менеджера и соответствующие ей качества, безусловно, имеют значение для его успешной профессиональной деятельности.