Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экспозиция краеведческого музея как коммуникативная система

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отношения посетителя и Новосибирского государственного краеведческого музея также начинаются с «Правил посещения государственного автономного учреждения культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный краеведческий музей» Новосибирский государственный краеведческий музей. — Режим доступа: http://youmuseum.ru/about/information/ свободный. Используя Содержательные отчеты… Читать ещё >

Экспозиция краеведческого музея как коммуникативная система (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в обществе и науке, ведут к изменениям концепций музейной коммуникации. В начале XXI века в эпоху глобализации появилась необходимость опоры на информационные процессы, происходящие в обществе, всех видов деятельности человека, в том числе и музейной деятельности Скрипкина Л. И. Историкокраеведческий музей как коммуникационная система XXI века // Краевед. записки / Иркут. обл. краевед. музей. — 2002. Вып. 9. — С. 26. Работа с информацией и знаниями стала движущей силой в настоящее время. Музей сейчас рассматривается как институт познания исторических и культурных ценностей, и раскрытия их роли С. Г. Скривен. США: становление науки//Международный журнал Museum № 178. — 1993. — С.6. Посетитель приходит в краеведческий музей в поисках жизненных ценностей, обретения спокойствия, ощущений преемственности Хана Готтесдинер, Льюсен Миронер, Жан Даваллон Франция: успехи в изучении посетителей// Международный журнал Museum № 178. — 1993. — С.12. Краеведческий музей имеет для российского понимания особое значение в качестве комплексной коммуникационной системы в обществе, потому что в рамках этого типа музея воплощаются не только образовательные, но и воспитательные функции.

Музейная экспозиция представляет собой визуальное сообщение, которое несет большее число информационных прочтений, чем вербальное, и является универсальным для процесса восприятия. Она в музее дает представление об исторических событиях и явлениях. Экспозицию можно рассматривать как ряд следующих одно за другим визуальных сообщений. Именно она как предметно-пространственная среда, имеющая форму и выразительность, осуществляет коммуникативную связь и тем самим «открывает» На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов. Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. М.Майстровская. Музейная экспозиция: тенденции развития. — М. — 1997 музей зрителю. Сам характер экспозиции обязывает ее быть открытой для восприятия современников, то есть ее построение обусловливается изначально ведущим видом восприятия — зрением, существующим на данный момент мировоззрением, эстетическими и стилевыми критериями своего времени. Это также является одновременно одним из стимулов и причин эволюционного развития музея.

Основным звеном коммуникации является музейная аудитория. Под музейной аудиторией мы будем понимать общность людей, на которых направлено воздействие музейной экспозиции, она является объектом изучения музейной социологии и музейной психологии Гнедовский М. Б. Музейная аудитория//Советский музей. — 1986. — № 4.

Проблема музейной коммуникации, т. е. взаимодействие музея с посетителем XXI века — это наиболее актуальная и слабо исследованная проблема в современном музееведении. Понимает ли посетитель роль музея в современном обществе? Готов ли он воспринимать его как институт воспитания патриотизма, толерантности и преодоления культурной, национальной разобщенности? Для расширения подобных знаний необходимо привлекать специалистов — социологов и других специалистов. По утверждению Ю. У. Гуральника дальнейшее совершенствование краеведческого музея будет связано с качественными видоизменениями самого процесса контакта с посетительскими аудиториями Гуральник Ю. У. Каким быть музею будущего? Опыт социологического анализа// Музееведение. На пути к музею XXI века. — М., 1989. — С.104. (Сб. науч. тр. / НИИкультуры.). Это подтверждается и работами зарубежных музееведовЛисюк В.Е., Силищев С. С., Кольб П. Л. Детский музей в США… С.-8.

Можно выделить факторы, которые влияют на изменения в процессе музейной коммуникации Дукельский В. Ю. Музей и культурно-историческая среда // Музееведение. Проблема культурной коммуникации в музейной деятельности. — М., 1989. С. -108−115 :

Техническая революция, которая продолжается в России и технологическое переоснащение влияют на социальную адаптацию в обществе, музейное пространство может взять на себя решение этой задачи независимо от профиля Происходит глубокое расслоение общества, вследствие этого, музей должен учитывать новые запросы новых категорий посетителей.

Информационная революция напрямую влияет на содержание, характер и формы современной музейной коммуникации Нарастающая космополитичность России ставит перед музеями задачу оказания помощи обществу в освоении толерантности и консенсусности Открытое демократическое общество требует формирование гуманистических ценностей при участии музейной экспозиции Для того чтобы вышеперечисленные факторы не влияли на коммуникацию между посетителем и музейной экспозицией, можно упомянуть о междисциплинарности в работе над музейной экспозицией и сотрудничестве с профильными дисциплинами — нужно сказать о значимости специалистов социологов Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. — М. 2001. С. -10. К сожалению, последнее время социологические исследования не проводятся в музеях, а по-моему мнению, они необходимы для перспективного развития. Если довольно часто встречаются публикации по исследованию музейных посетителей и по исследованию восприятия тех или иных экспозиций двадцатилетней давности, то сейчас они встречаются довольно редко. Можно привести результаты единственного масштабного статистического исследования 1970; х годов — «Музей и посетитель», которые показывают, что осматривают музей меньше часа -22,6%, час, полтора — 48,4%, два часа -18,3%, и свыше двух часов только 10% посетителей. При этом подавляющее большинство 84% осматривают весь музей. Таким образом, почти 30% посетителей, осмотревших весь объем информации, усвоили только половину из предложенного. Моисеев А. М. Краеведческие музеи, а 50 лет//История СССР. — 1967 — № 6. — С.197 Очевидно что, давно назрела необходимость проведения нового исследования. Социологические исследования должны быть направлены на изучение особенностей исторической и культурной заинтересованности у различных категорий населения, и разработку рекомендаций по улучшению механизма взаимодействия музея с музейной аудиторией.

Однако в 2012 году было проведено социологическое исследование в Рязанской области, объектом исследования, которого были целевые группы музейной аудитории: реальные и потенциальные посетители музеев Рязанской области, а предметом исследования — запросы и потребности современной музейной аудитории Интеграция музеев в региональное социокультурное пространство//ФГБУ РИК. — 2012.

Посетители музеев, как показывают данные опроса, оценивали экспозицию музеев на основании достаточно внимательного осмотра, поскольку 36,7% провели в музее около 2 или более 2 (26,6%) часов. В то же время 36,2% посетителей довольствовалась довольно беглым осмотром, на который они отвели менее 1 часа. К этой категории принадлежат, в основном, молодые люди Там же. — С. 31.

По итогам данных исследования можно узнать информационные предпочтения посетителей: подавляющее большинство опрошенных, т. е. 61,7% поставили на первое место традиционный источник получения информации об экспозиции — рассказ экскурсовода, но из последующего опроса становится ясно, что экскурсовод и аудиогид предпочитают люди старше среднего возраста. Чуть более трети респондентов (34,2%) предпочитают пользоваться аннотациями, экспликационными текстами и этикетками в зале. Эти видом ориентации на экспозиции пользуются в равной степени молодые посетители и представителей средней возрастной группы (36,0% и 35,6% соответственно) Интеграция музеев в региональное социокультурное пространство//ФГБУ РИК. — 2012. — С.39. А значит, можно сделать вывод, что очень важная роль должна отводиться разработки пояснительного текста на экспозиции. Качество, удобство расположения, характер содержащейся в них информации — все это влияет на то, какую информацию и какие эмоции зритель получит после посещения. Значение этого источника информации имеет большое значение еще и потому что, 40,3% посетителей читают или все или отдельные аннотации к заинтересовавшим экспонатам — 44,4%. Не читают аннотаций и этикеток всего 4,6% посетителей Там же. — С.49. Не стоит забывать и о физических возможностях каждого посетителя, например аннотация должна быть доступна людям с проблемами со зрением или людям маленького роста. Посетитель молодого поколения предпочитает ограничиться на изучении не очень длинных экспозиционных текстах. Это обстоятельство следует учитывать для привлечения в музей молодых посетителей. Однако, не смотря на свою распространенность в других сферах жизни, новые информационные ресурсы, такие как аудиогид, компьютеры и мультимедийные киоски не приобрели широкой популярности в рамках музейной экспозиции Там же. — С. 68.

Применение на практике результатов исследования помогает определению стратегии музея в вопросах сохранения, комплексного использования и представления обществу историко-культурного наследия. Результаты социологических исследований и постоянное отслеживание изменения спроса позволяют повысить качество работы учреждения, соотнести количество и качество предлагаемых услуг с потребностями различных слоев населения Hooper-Greenhill E. Museums and Visitors. L.: Rourledge, — 1994. Таким образом, при построении коммуникации необходимо сочетать решение проблем, связанных с задачами развития музея и с удовлетворением запросов различных категорий посетителей. Нужно отметить, что в настоящее время у большинства музейных работников нет четких представлений об особенностях восприятия музейной аудиторией экспозиций и выставок, что не позволяет максимально эффективно выполнять миссию музея Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался: Тезисы докладов Всерос. науч.- прктич. конф.//Государственый биологический музей им. К. А. Тимирязева. — М. — 2012. Изменить представления об организации музейной экспозиции и оптимизировать работу с посетителем можно с помощью исследования потенциальной аудитории.

О взаимоотношении посетителя краеведческого музея и его экспозиции можно судить, проанализировав документы, предоставленные на сайтах музеев. На главной станице официального сайта Красноярского краеведческого музея размещены «Правила поведения в музее», где регламентируются нормы поведения посетителей. Изучив, «Аналитическую записку о деятельности Красноярского краевого краеведческого музея по основным направлениям работы за 2015 г."Красноярский краевой краеведческий музей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kkkm.ru/to-professionals/dokymenti/godovie_otcheti/ свободный по месяцам, можно сделать вывод о том, что максимальное количество посетителей — 25, 3 тыс. и максимальное количество экскурсий — 836 было проведено с апреля по июнь. Рост посещаемости можно связать с активной экспозиционно-выставочной деятельностью, именно в этот квартал было открыто наибольшее количество временных выставок: «Поклонимся великим тем годам», «Как пуговица моду изменила», «В тайге, у Енисея: природа и экология в творчестве В.П. Астафьева» и д.р. На официальном сайте Красноярского краеведческого музея есть большой раздел, посвященный работе с посетителем. Образовательные программы широко охватывают различные виды деятельности для разных возрастных групп. Для учащихся начальных классов — «юные краеведы», цикл интерактивных музейных занятий по истории образования «Музей о школе, музей для школы», музейные уроки для все возрастных групп, посвященные церковному искусству края — «Церковное искусство», «Основы краеведения», «Древнейшие цивилизации на берегах Енисея» и др. Раздел экскурсии и мероприятия включает в себя экскурсионно-массовую работу и лекции со зрителями разных возрастов на экспозиции музея Красноярский краевой краеведческий музей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kkkm.ru/guests/ekskursii_i_meropriyatiya/ свободный. На официальном сайте представлены экскурсии для учащихся начальных классов: «Урок по каменному веку», «Этнографический карнавал», «Природа Красноярского края», «Промыслы Енисейской губернии. XIX век» Там же. Ребята попадут в каменный век и познакомятся с жизнью древнего человека: научатся строить жилище, выделывать шкуры животных, охотиться и рисовать углем; знакомство с традициями и жизненным укладом коренного населения нашего края. Интерактивная экскурсия; знакомство с основными крестьянскими промыслами нашей губернии. Интерактивное занятие., средних и старших классов: «Народы Приенисейского края в XVII — XX в. Материальная и духовная культура», «Освоение Сибири русскими. Научные экспедиции на территории края XVIII — нач. XX в.», «Приметы советской эпохи», «Тунгусский феномен» Там же. Экскурсия знакомит с особенностями социально — административного устройства, традиционными хозяйственно — культурными типами и своеобразием духовной культуры коренных народов Сибири; на экскурсии вы узнаете о первых землепроходцах на берегах Енисея, о присоединении огромного края к Русскому государству, об основании ряда крепостей-острогов по сибирским рекам, о вкладе в изучение сибирского региона ученых и исследователей XVIII — нач. XX вв; экскурсия по выставке — плакату о советском периоде в истории России с октября 1917 г. по октябрь 1993 г.; (интерактивная) представляет одну из версий самого загадочного события ХХ века, а также коллекцию Л. Кулика, первого исследователя Тунгусской загадки. и др., лекции посвященные Великой Отечественной войне для учащихся средних и старших классов, что соответствует «Уставу Красноярского краевого краеведческого музея» Красноярский краевой краеведческий музей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kkkm.ru/to-professionals/dokymenti/ychreditelnie_dokymenti/ свободный и его основной деятельности — экскурсионное, туристическое, лекционное консультативное и музейное обслуживание посетителей; проводить работу лекториев, кружков, а также иную культурно-просветительную и музейно-образовательную деятельность.

Отношения посетителя и Новосибирского государственного краеведческого музея также начинаются с «Правил посещения государственного автономного учреждения культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный краеведческий музей» Новосибирский государственный краеведческий музей [Электронный доступ]. — Режим доступа: http://youmuseum.ru/about/information/ свободный. Используя Содержательные отчеты о деятельности музея за последние три года, можно проследить интерес жителей горда и посещаемость музея. Согласно «Отчету об исполнении государственного задания государственным автономным учреждением культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный краеведческий музей» Там же за 2015, 2014 и 2013 года, количество посетителей равно 80 тыс. человек, 81 тыс. человек и 66, 8 тыс. человек соответственно. С каждым годом интерес общества к истории своего края возрастает, следовательно, растет посещаемость краеведческих музеев Воронежский областной краеведческий музей [Электронный доступ]. — Режим доступа: http://museum-vrn.ru/oficialno/otchty-muzeya/ свободный; Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина [Электронный доступ]. — Режим доступа: http://www.alabin.ru/alabina/profi/ свободный; Рязанский историко-архитектурный музей — заповедник [Электронный доступ]. — Режим доступа: http://ryazankreml.ru/about/429/ свободный. Музей ведет активную экскурсионную деятельность Новосибирский государственный краеведческий музей [Электронный доступ]. — Режим доступа: http://youmuseum.ru/services/lectures/ свободный: обзорные экскурсии, тематические, тематические экскурсии в музее природы. Так же проходит курс выездных лекций по истории, которые рассказывают историю края от древности до наших дней на конкретных памятниках архитектуры, традиционных предметов быта и т. д. и природе, охватывающая рассказ о флоре и фауне региона. Так же музей предлагает Патриотические уроки для посетителей всех возрастов на территории музея. В музее имеется доступ к фильмам о заказниках, ландшафтах и природе НСО. Для более подробного изучения музейных предметов, музей организовал доступ к фондам физическим и юридическим лицам по запросу Новосибирский государственный краеведческий музей [Электронный доступ]. — Режим доступа: http://youmuseum.ru/services/museum-collections/ свободный. Информация, предоставленная на официальном сайте об экскурсионно-массовой деятельности, говорит о том, что музей стремится вовлечь максимальное количество посетителей разных возрастных групп, большая часть экскурсий и лекций проводится на постоянной экспозиции музея, что позволяет посетителям более подробно ознакомиться с ней. При такой активности научно-просветительского и экскурсионно-выставочного отдела посетитель получает возможность приобрети максимальное количество разнообразной информации о крае.

Можно сделать вывод о том, что в XXI веке краеведческий музей выступает в роли комплексной коммуникативной системы, где основное внимание обращено на экспозиционную деятельность как доминанту музейной коммуникации. В современном обществе музей становятся наиболее предпочтительным средством коммуникации в плане неформального образования, это видно из ряда опросов, посетитель рассматривает музей, как место, где можно познакомится с предметом, коллекцией, выставкой, где можно углубить свои знания и только потом, как место для проведения досуга Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействии. — М. — 2007. Посетитель доверяет музею больше, чем учебникам и кинофильмам в надежности информации, особенно это касается краеведческих музеев, где представлена многогранная информация об истории одного конкретного региона. Для поддержания и удовлетворения интереса посетителей ему необходимо видеть яркие, «читаемые» экспозиции, подлинные музейные предметы, понятные тексты, сейчас зритель стремится к диалогу Историческая память и социальная стратификация. Социокультурный аспект. Материалы XVII Международной научной конференции. СПб, 16−17 мая 2005 г.

Таким образом, чтобы сохранить за музеем миссии общественного просвещения посредством демонстрации подлинных объектов культурного наследия, необходимо направить научно-исследовательскую деятельность музея на изучение музейной аудитории и сделать ее полноправным субъектом музейной коммуникации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой