Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование в инновационной сфере

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственный заказ обладает многими системными признаками, а именно распределением по функциональным качествам и количественным характеристикам, взаимосвязанностью и взаимообусловленностью структурных элементов; возможностью использования различных факторов и условий формирования; территориальной и отраслевой принадлежностью; внутренними ему присущими экономическими законами и закономерностями… Читать ещё >

Государственное регулирование в инновационной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственное регулирование в инновационной сфере является макроэкономической управленческой функцией государства при этом основной задачей государства является создание благоприятных условий для развития бизнеса, а также обеспечение решения проблем социального характера. В работе проанализированы уровни государственного управления, их нормативно-правовое регулирование и области полномочий.

Таким образом, развитие инноваций в современных российских условиях является достаточно медленным и малоэффективным процессом. Одна из основных причин отставания от развитых стран заключаются в том, что частные инвесторы не считают инвестиции в инновации самоокупаемыми, а государственные бюджетные средства вкладываются в инновации, через государственные корпорации, деятельность которых не вполне эффективна на данный момент.

Государственные закупки представляют собой комплексную процедуру, в рамках которой необходимо учитывать множество особенностей, связанных с законодательными изменениями, касающимися государственных закупок.

В соответствии с российским законодательством (ФЗ-94) государственный заказ может быть размещен следующими способами: конкурс, аукцион, в том числе в электронной форме, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Государственный заказ размещается преимущественно среди частных организаций.

Получение госзаказа становится единственно верным и, пожалуй, самым надежным мостом между средствами, выделенными государством и бюджетом предприятия. Именно эту схему распределения финансов предлагает государство, упростив процесс государственной закупки, для активного вовлечения большего количества предприятий и влияния государственного управления посредством вложения государственных средств в российскую экономику.

В последнее время участились случаи выполнения государственных заказов с привлечением внебюджетных источников финансирования. Однако сам термин «внебюджетные источники финансирования» остается неопределенным с позиции финансового права и методических рекомендаций по учету привлеченных внебюджетных средств, издаваемых государственными заказчиками в рамках своих лотов.

Проблема заключается в том, что условие привлечения внебюджетного финансирования ставится в государственном контракте как обязательство исполнителя. Иными словами исполнитель обязан привлечь или свои собственные средства, или средства третьих лиц. У организации — исполнителя НИОКР, как правило, собственные средства не покрывают установленного лимита внебюджетного финансирования. Поэтому должны привлекаться средства третьих лиц (например, представителей коммерческого сектора). Но тогда должно быть и четко урегулировано, какие права на полученный результат и на каких условиях получают участвующие в финансировании структуры, должна быть обеспечена их заинтересованность в финансировании конкретного государственного заказа.

Фундаментальные исследования, как стоящие в самом начале инновационного процесса, обременены риском всех последующих этапов. Поэтому практически, повсюду в мире они финансируются в основном за счет государственных средств. Однако финансирование прикладных НИР и ОКР осуществляется и за счет крупных корпораций. В России финансирование инновационных разработок со стороны коммерческих предприятий в 2−2,5 раза меньше, чем в развитых странах.

По мнению автора, на современном этапе необходимо разработать диверсифицированную типологию контрактов для различной номенклатуры товаров, работ и услуг с учетом разных форм размещения государственных заказов; при этом следует учесть, что поставки продукции для государственных нужд служат методом государственного регулирования инвестиционной деятельности, способствующим использованию государственных вложений на важнейших направлениях экономики страны.

Государственный заказ обладает многими системными признаками, а именно распределением по функциональным качествам и количественным характеристикам, взаимосвязанностью и взаимообусловленностью структурных элементов; возможностью использования различных факторов и условий формирования; территориальной и отраслевой принадлежностью; внутренними ему присущими экономическими законами и закономерностями развития; комплексом связей с другими механизмами государственного регулирования экономики, способствующими обеспечению его исполнения.

Государственный заказ — это не только инструмент удовлетворения государственных нужд, но и механизм воздействия на процесс воспроизводства экономики, формирование ресурсов для полноценного протекания его стадий. Следовательно, государственный заказ способен подготавливать качественно новые факторы и условия для последующего воспроизводственного процесса экономики, позволяющие достигать более высокой комплексной эффективности. По принципу обратной связи воспроизводство после качественных и количественных изменений начинает по-новому влиять на государственный заказ, и тем самым побуждать к ускорению перехода на инновационный тип развития.

Государственный заказ развивается как подсистема системы государственного регулирования экономики, поэтому нарушение принципа системности в организации и управлении данным процессом ведет к снижению его результативности.

Характер развития механизма государственного заказа предопределяется действием как внешних, так и внутренних факторов. Результативность и направленность их воздействия зависят от условий, создаваемых как на уровне региональных экономик, так и на уровне национальной экономики в целом. Факторы развития взаимосвязаны и взаимообусловлены, соотношение силы их воздействия на результативность государственного заказа динамично меняется.

Таким образом, государственный заказ, являясь важнейшим механизмом государственного воздействия на траекторию развития экономики, создает экономические предпосылки для перехода к инновационной экономике. Поэтому государственный заказ, обладающий способностью преобразования, призван в экономике выполнять ряд важнейших функций.

В экономической литературе последней четверти XX в. рассматривались многие аспекты содержания экономической пропорциональности. Эта категория в целом увязывается с действием всеобщего закона пропорционального развития, что означает; что пропорциональность может быть применена как ко всему механизму государственного заказа, так и, возможно, к отдельным его элементам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой