Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Направления совершенствования безопасности и охраны труда в ООО «Спецкомплект»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В новых экономических условиях, когда работодателю дано право самостоятельно принимать решение — создать корпоративную службу охраны труда или заключить договор на проведение соответствующих работ с организациями, специализирующимися в сфере обеспечения достойных условий труда работников, охраны их здоровья и безопасности на работе, — приобретает актуальность вопрос профессиональной компетенции… Читать ещё >

Направления совершенствования безопасности и охраны труда в ООО «Спецкомплект» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мероприятия по совершенствованию охраны труда

Согласно федеральной Программе действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 — 2010 гг. основной задачей модернизации системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи постфактум к управлению рисками повреждения здоровья работников — от существующей «компенсаторной» системы, при которой работодатель компенсирует работнику тем или иным способом (в виде денежных или натуральных выплат) вредные условия труда, к системе максимального устранения таких условий, снижению воздействия вредных факторов на здоровье работника, к профилактическим мерам. Назрела необходимость усилить ответственность как работника, так и работодателя за выполнение требований охраны труда вне зависимости от размера и формы собственности организации выстроить сквозную систему управления профессиональными рисками, охватывающую все уровни управления и все рабочие места.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» «профессиональный риск — вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях» .

Управление рисками — это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

Система управления профессиональными рисками включает:

  • — оценку условий труда на каждом рабочем месте с выявлением вредных и (или) опасных производственных факторов по результатам сплошной аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • — оценку состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников, по результатам которой должны осуществляться мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • — профилактику профессиональных заболеваний работников.

Оценку и управление профессиональными рисками можно рассматривать как одну из составляющих правовых, организационно — технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий охраны труда. Грамотная оценка профессиональных рисков дает возможность работодателю самостоятельно решать, что необходимо сделать для обеспечения безопасности и здоровья работников. Систематическая оценка риска представляет собой динамичный процесс, который позволяет предприятиям проводить активную политику по управлению рисками на работе.

Оценка и управление рисками регламентируются рядом документов. Так, согласно ст. 4.10.1.1 ГОСТ 12.0.230−2007 «Система управления охраной труда. Общие требования» предупредительные и контролирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности:

a) устранить опасности/риски;

  • б) ограничить опасности/риски в их источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
  • в) минимизировать опасности/риски путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
  • г) работодатель должен бесплатно предоставить соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, в случае невозможности ограничения опасностей/ рисков средствами коллективной защиты и принять меры по обеспечению их использования и обязательного технического обслуживания.

Один из важнейших элементов в системе управления рисками — аттестация рабочих мест. Она позволяет своевременно оценивать риски и проводить предупреждающие мероприятия, целенаправленно планировать работу по охране труда, добиваться большего эффекта от реализуемых на предприятиях оздоровительных мероприятий. На сегодняшний день это единственный инструмент, дающий работодателю объективную картину состояния условий труда и наличия рисков на его предприятии. Аттестация позволяет реализовать право работника на информацию об условиях его труда, право на льготы и компенсации.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Достоверная оценка условий труда в рамках аттестации рабочих мест с учетом состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников должна лечь в основу назревшей модернизации системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В Федеральном законе № 125-ФЗ говорится, что система обязательного страхования направлена:

  • — на обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
  • — возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом № 125-ФЗ случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в т. ч. оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • — обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

С 2005 г. утверждено и применяется 32 класса профессионального риска, диапазон страховых отчислений составляет 0,2 — 8,5% от фонда оплаты труда. Сейчас около 2800 видов экономической деятельности, предусмотренные действующим Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, разнесено по этим 32 классам. Хотя Федеральный закон № 125-ФЗ предполагает возможность скидок и надбавок по тарифу обязательного социального страхования для организаций по итогам года, на практике они применяются редко. При действующей «отраслевой» системе страхователь может быть переведен в другой класс профессионального риска (и получить другой тариф) только вместе со всей группой организаций одного с ним вида экономической деятельности, если эта деятельность будет признана менее (или более) безопасной.

Представляется более справедливым и обоснованным увязать тарификацию с уровнем профессионального риска, сложившимся в данной конкретной организации, а не с видом экономической деятельности страхователя, как сейчас. Риски создаются на рабочем месте, а не в отрасли в целом. При индивидуальном подходе страхователь становится сам «кузнец своего счастья»: сумел обеспечить безопасные условия труда — значит, сэкономил на страховых взносах. Привязка страховых тарифов к профессиональным рискам в каждой организации (по результатам аттестации рабочих мест и с учетом статистики страховых случаев) может стать более эффективным стимулом для улучшения условий труда и внедрения безопасных технологий.

В новых экономических условиях, когда работодателю дано право самостоятельно принимать решение — создать корпоративную службу охраны труда или заключить договор на проведение соответствующих работ с организациями, специализирующимися в сфере обеспечения достойных условий труда работников, охраны их здоровья и безопасности на работе, — приобретает актуальность вопрос профессиональной компетенции привлекаемых организаций (специалистов). В настоящее время в стране сформировался рынок услуг в сфере охраны труда, предоставляемых предприятиям и организациям. Организации, оказывающие такие услуги, обязаны иметь разрешающие документы, такие как лицензии на образовательную деятельность, аттестаты аккредитации испытательных лаборатории в различных системах (например, ССОТ, ГОСТ Р, Система аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно — эпидемиологические исследования, испытания) и т. д.

К сожалению, наличие у поставщика всех необходимых разрешающих документов не гарантирует качество проведения аттестации. С одной стороны, не секрет, что некоторые поставщики просто покупают разрешение, не имея ни квалифицированного персонала, ни аттестованного оборудования. Следовательно, ни о какой добросовестной работе говорить нельзя. Некоторые поставщики, пользуясь тем, что основным критерием при закупке услуг в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» является цена, выигрывают за счет демпинга. Значит, либо не все рабочие места аттестуются в полном объеме, либо результаты аттестации не будут достоверными.

С другой стороны, некоторые заказчики считают, что, заплатив деньги поставщику, они вправе получить не достоверную оценку условий труда, а необходимые им положительные результаты. В противном случае поставщик может и не получить в полном объеме оплату проведенной аттестации.

Для предприятий малого бизнеса особенно актуален вопрос профессионального уровня и соответствия привлекаемых организаций, которые оказывают услуги в области охраны труда. В настоящее время в сфере малого бизнеса действует более 1 млн юридических лиц и занято более 16,0% общей численности экономически активного населения. При этом коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в малом бизнесе практически в 3,5 раза выше, чем в среднем по стране. На большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не выделяются средства на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры, санаторно-курортное оздоровление работников.

В соответствии со ст. 217 ТК РФ на малых предприятиях с численностью до 50 человек работодатель сам принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Указанные организации и специалисты, по сути, должны выполнять функции служб охраны труда, т. е. обеспечивать соблюдение требований охраны труда и осуществлять контроль за их выполнением. Таким образом, от качества работы привлеченных (сторонних) организаций и специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда, во многом будет зависеть уровень безопасности труда работников. Именно поэтому в соответствии с действующим законодательством организации и специалисты, оказывающие услуги в области охраны труда, должны подлежать обязательной аккредитации.

Несмотря на неуклонное снижение уровня производственного травматизма, основные причины несчастных случаев на производстве практически остаются неизменными [2]:

  • — нарушение работниками требований безопасности — 36,1%;
  • — неудовлетворительная организация производства — 9,1%;
  • — нарушение правил дорожного движения — 6,1%;
  • — недостатки в обучении безопасным приемам труда — 4,0%;
  • — недостатки в организации рабочих мест — 3,97%;
  • — неудовлетворительное техническое состояние зданий, территорий — 3,9%;
  • — нарушение технологического процесса — 2,71%;
  • — конструктивные недостатки оборудования — 2,54%;
  • — несовершенство технологического процесса — 1,93%;
  • — эксплуатация неисправного оборудования — 1,71%;
  • — нарушение трудовой и производственной дисциплины — 1,6%;
  • — нахождение в состоянии алкогольного опьянения — 0,39%.

Таким образом, около 40% несчастных случаев происходят по причине нарушения работниками правил безопасности, трудовой и производственной дисциплины, а также нахождения в состоянии алкогольного опьянения.

Вместе с тем ни Трудовым кодексом РФ, ни иными федеральными законами либо подзаконными нормативными правовыми актами сам порядок отстранения работодателем работника от работы (недопущения к работе) не установлен, в связи с чем на практике имеют место случаи, когда работник, появившийся на рабочем месте в состоянии опьянения и выдворенный за пределы территории предприятия, получает повреждение здоровья, когда самовольно возвращается на территорию предприятия в рабочее время, несмотря на принятые администрацией меры по его недопущению к работе.

В связи с этим представляется целесообразным разработать и внести в ТК РФ либо закрепить в подзаконном нормативном акте нормы, касающиеся порядка отстранения работодателем работника от работы (недопущения к работе).

В настоящее время в соответствии со ст. 14 Закона № 125-ФЗ если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25%.

Аналогичный порядок ужесточения ответственности самого застрахованного возможно применить и при решении вопроса выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

В настоящее время пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности.

Представляется целесообразным установить, что в случае, если состояние алкогольного опьянения застрахованного содействовало возникновению или увеличению вреда, причиненного здоровью, размер пособия по временной нетрудоспособности также может быть уменьшен соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 50%.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой