Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сетература. 
Определение термина Сетературы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В блогах общение автора с читателями может быть двусторонним и многосторонним, затрагивать не только сам исходный текст, но и личность автора, собственные вкусы всех участников беседы, их творчество и любые иные темы. В конечном счёте первоначальное произведение оказывается только поводом для общения. Поэтому, в таких случаях, продуктом сетевой литературы в блогах является не обнародованное… Читать ещё >

Сетература. Определение термина Сетературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сетевая литература (сетература) — понятие, предлагаемое некоторыми публицистами для обозначения совокупности литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет. От вопроса о сетевой литературе (которая если существует, то именно в противопоставлении литературе несетевой, «обычной») необходимо отличать вопрос о дополнительных, чисто практических возможностях, предоставляемых Сетью любой литературе, — удобстве поиска текстов и по текстам, удобстве доступа к текстам из любой точки Земли и т. п.; существование этих возможностей уже привело к появлению множества сайтов, служащих Интернет-представительствами бумажных литературных журналов, издательств, отдельных авторов.

Существование особой сетевой литературы сторонники этого понятия обосновывают несколькими дополняющими друг друга способами.

Сетература имеет, как общее слово для всех литературных произведений в Сети, широкое и узкое значение.

В широком смысле этого слова, термин «Сетература» означает каждое помещенное в Интернет литературное произведение. В таком случае, нельзя говорить о Сетературе, как об особом жанре.

И, напротив, в узком смысле этого слова, под термином «Сетература» понимаются те произведения, которые возникли в Интернете, благодаря его специфическим и характерным возможностям. Именно поэтому эти произведения невозможно переместить на традиционный носитель литературы, т. е. на бумагу, потому что при этом и особенный характер, и образ произведения сильно разрушаются, и произведение вообще обесценивается.

Также Сетература является средством самовыражения, исходя из уникального характера Интернета.

Все следующие дискуссии и примеры говорят о Сетературе в узком смысле.

Сетевая литература как литература новых формальных и жанровых предпочтений Интернет способствует изменению иерархии жанров и форм: типы текста, наилучшим образом приспособленные к сетевому существованию, выходят на первый план и постепенно вытесняют другие. На роль преимущественно сетевых жанров и форм предлагались прозаическая миниатюра (текст размером «в один экран», не требующий вертикальной прокрутки для прочтения от начала до конца), эссе, литература дневникового типа.

Противники этой идеи полагают, что роль Интернета в судьбе тех или иных жанров и форм, в самом деле, заслуживает изучения, но не даёт оснований говорить об особой сетевой литературе. Здесь, возможно, изменяется лишь место эссе или малой прозы во всей литературе.

Технологические возможности сетевой литературы Интернет как носитель текстов предоставляет в распоряжение автора ряд средств и приёмов, недоступных на бумаге:

  • · нелинейность текста: за счёт гиперссылок читатель может самостоятельно строить свою траекторию движения по тексту;
  • · интерактивность текста: автор может предоставить читателям возможность дописывать имеющийся текст — в соответствии с определёнными правилами или произвольным образом;
  • · мультимедийность текста: в литературное произведение, размещённое в Интернете, легко вставить звуковые файлы, файлы с анимированными изображениями и т. п.

Три основные формы сетературы В Интернете существуют разные литературные формы, находящиеся в пределах Сетературы в узком смысле этого слова. Некоторые из этих форм литературы представляются как игры; другие являются более серьезными, и они имеют в большинстве случаев более технический характер. Фактически они определяются в трех основных формах сетевой литературы: гипертекст, коллективное творчество или многоавторность и, наконец, автоматическая обработка текста.

Гипертекст Гипертекст — это возможность связывать гиперссылками электронные тексты. Практически, это значит, что в тексте можно «маркировать» (отличать) какое-нибудь слово или какую-нибудь фразу. Если кто-то щелкает мышкой на эту маркировку, то тогда появляется текст, рисунок или звуковой отрывок (фрагмент), связанный с ней через ссылку. Таким образом получается текст с нелинейной структурой данных.

Существует два основных вида гипертекста:

  • А) «Елка с игрушками»: в принципе похож на подстрочные сноски в «традиционном» тексте, но перемещенные в Интернет вышеописанным образом.
  • Б) «Сад расходящихся тропок»: Гипер-книга предлагает читателям какой-то выбор глав. Читатель может просмотреть эти главы разными способами, и при этом создается впечатление чтения нескольких отдельных произведений. Некоторые люди утверждают, что все эти способы работы с текстом были изобретены задолго до Интернета. Несомненно, этот метод уже гораздо старше, чем сам Интернет. Известные примеры «hypertext fiction» можно найти в творчестве таких писателей, как Борхес, Кортасар, Набоков и Павич. Не случайно каждый из них более или менее связан с постмодернизмом. Например, альтернативные способы движения читателя по тексту предлагаются в романе Х. Кортасара «Игра в классики», некоторых произведениях Раймона Кено и др.; эксперименты по внедрению изображения в литературный текст широко практиковали русские футуристы; построение стихотворного текста как своеобразной партитуры для голосового исполнения (с одновременным развёрнутым живописно-графическим сопровождением) начиная с 1960;х гг. характерно для поэзии Елизаветы Мнацакановой. С другой стороны, доля произведений, использующих гипертекстовые, интерактивные и мультимедийные возможности, в общем массиве размещаемых в Интернете текстов — исчезающе мал

Современных экспериментов в Сети существует немного, особенно на русском языке. Стоит упомянуть следующие опыты: рассказ в гипертексте «Свалка» Юлии Морозовой и два опыта Георгия Жердева (которые также можно отнести к Мультимедийной Литературе).

Очевидно то, что гипертекст, как особенно сетевой жанр, оказывается технически довольно недоступным, и, может быть, поэтому используется до сих пор только в редких экспериментах. Все-таки, гипертекст предоставляет широкий спектр возможностей, потому что ссылки не всегда связаны с текстом, но их также можно связать с изображением, звуком и фильмом и прочими файлами мультимедиа Коллективное творчество или многоавторность Коллективное творчество также называется интерактивной литературой.

А) Гестбук (Гостевая книга или guestbook): по дефиниции Владимира Баранова, «Гестбук — это бесконечная пьеса из вообще дурной жизни, с конечным количеством персонажей и анонимных исполнителей» .

Во втором случае, понятие «Гестбук» означает, что все желающие могут высказывать свое мнение по поводу какой-нибудь публикации.

Жаль, что это довольно быстро превращается в обыкновенную брань по отношению к инакомыслящим и, сверх того, это может быть бесконечно. Несмотря на это, Дмитрий Кузьмин видит в гестбуках в Интернете возможное завершение «настоящего» эпистолярного романа.

Б) Блог — это место для обсуждений и обмена интересной информацией — будь то политические комментарии, личные записи или ссылки на веб-сайты.

Одни используют блоги, чтобы просто разобраться в своих мыслях, другие владеют умами влиятельной аудитории, насчитывающей тысячи и тысячи читателей по всему миру. Профессиональные журналисты и любители публикуют горячие новости, а блоггеры ведут журналы, чтобы поделиться своими сокровенными мыслями.

В блогах общение автора с читателями может быть двусторонним и многосторонним, затрагивать не только сам исходный текст, но и личность автора, собственные вкусы всех участников беседы, их творчество и любые иные темы. В конечном счёте первоначальное произведение оказывается только поводом для общения. Поэтому, в таких случаях, продуктом сетевой литературы в блогах является не обнародованное на сайте со свободной публикацией стихотворение одного из десятков тысяч авторов, публикующихся там, а вся потенциально бесконечная цепочка реплик, порождённых этим стихотворением, иными словами — сформировавшаяся вокруг этого текста коммуникативная среда. Такое растворение отдельного, определённого текста в текстовой стихии, а также происходящая в этой ситуации «смерть автора» и «рождение соавтора» (ведь авторами возникающей коммуникативной среды являются все её участники и никто в особенности: граница между автором и не-автором перестаёт существовать). Сторонники интерактивной сетевой литературы трактуют это процесс как наиболее полную реализацию постмодернистского проекта.

Существует мнение, что перенос центра тяжести с результата на процесс в блогах — свидетельство функционирования сайтов со свободной публикацией как своего рода субкультуры, схожей с другими субкультурами (например, сформировавшимися вокруг ролевых игр). В качестве различительного признака важно то, что иерархия ценностей, складывающаяся в любой субкультуре, признаётся только внутри неё самой: авторы, популярные на сайтах со свободной публикацией (в своей коммуникативной среде), как правило, не признаются за их пределами, а если признаются — то исключительно благодаря свойствам созданных ими произведений, освобождённых от составляющих особенность этой среды наслоений.

История создания блогосферы.

  • · По версии газеты WashingtonPost первым блогом считают страницу Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 года, публиковал новости. Широкое распространение блогов началось с 1996 года.
  • · В августе 1999 года компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger. Это была первая бесплатная блоговая служба. Впоследствии Blogger был выкуплен компанией Google.
  • · С тех пор как в 1999 году появилась служба Blogger, блоги изменили облик сети до неузнаваемости. Они повлияли на политику, пошатнули основы традиционной журналистики и дали миллионам людей возможность высказывать свое мнение и общаться.
  • · Компания Apple, в конце 2004 года подавшая в суд на блоггеров, которые рассказали об их новых товарах ещё до того, как о них официально объявила компания, и потребовавшая открыть источник утечки информации, спустя два года проиграла. В 2006 году было вынесено решение суда о том, что блоггеры обладают теми же правами по неразглашению источников информации, как и журналисты.

Также существует и такое понятие как блог-литература.

Блог-литература — художественные произведения, пишущиеся с использованием блог-движка и в формате блога, разновидность сетературы.

Блог-литература может писаться как в полном соответствии с форматом дневника (даты, разговорный стиль, обращения), так и просто как набор миниатюр или глав, где новые фрагменты могут быть реакцией на комментарии к предыдущим. Кроме того, блог-литература может быть коллективным творчеством, когда для написания художественного текста используется коллективный дневник (например, сообщество в Живом журнале).

Большую популярность практически с нуля получили авторы Живого журнала, пишущие в жанре сказочно-исторической миниатюры. Серии последних о демиургах были опубликованы и в бумажной форме.

Коллективная литература в формате блога Примером произведения, написанного в коллективном блоге, в Рунете может являться «Котокнига», «Комиссия по Контролю», сатирический блог «Дом» и многие другие подобные им тексты.

Традиционные произведения как блог-литература К блог-литературе может быть отнесено традиционное авторское творчество, когда в блоге в процессе написания публикуются главы произведения, никак не адаптированные к формату дневниковых записей, не обладающие свойством фрагментарности, при написании которых никак не использовался движок блога. Тем не менее, процесс написания такого произведения является интерактивным и дальнейшее развитие сюжета может зависить от комментариев, что отличает произведение от журнальной публикации. Примером такого произведения является «Черновик» Сергея Лукьяненко.

В) Буриме, Сад расходящихся хокку и Ренга:

Немножко другой вид коллективного творчества или многоавторности — это так называемый «Буриме» (по-французски: les bouts riment — концы рифмуются). Эта стихотворная игра (рифмованная игра) возникла в 17-ом веке во дворце Луи XIV. Буриме постепенно распространялся по всему миру и до шестидесятых годов нашего века остался популярной игрой в России. В Интернете Буриме снова оживил компьютерный специалист и программист Дмитрий Манин, который создал программу, дающую возможность снова «играть» в Буриме в новой версии, приспособленной к компьютеру. Буриме при этом стало Сетевой игрой, в которой компьютер, как машина, является частью процесса создания.

Принцип игры в Буриме таков: игрок получает «пару рифм», которая составляет конец стиха. Эта «пара рифм» выбирается Манинской компьютерной программой из особенного словаря. А начало к заданному концу стиха дополняется игроком в как можно лучшей форме. И в итоге, невозможно узнать, кто действительный автор созданной поэмы. Сверх этого, игроку надо позаботиться о том, чтобы его Буриме отвечало заданной рифме. Если его Буриме получается «плохим», программа его исключает. «Хорошее» Буриме принимается в состав данных этого сайта.

Другие коллективные игры называются, например «Сад расходящихся хокку» и «Ренга» и в том, что касается коллективности авторства, отличаются от других вышеописанных гипертекстовых созданий.

Ренга — это традиционный японский образ творения стихов. Здесь, как правило, тристишие сопровождается двухстишием. И каждый раз, когда образуется такое сочетание «трех плюс двух строк», возникает новая танка (пятистишие).

Ренга, по оригинальному названию Хокку, — это образ поэзии с ссылками, который очень подходит к пределам Интернета, и который особенно хорошо годится для многоавторности.

Кто-то начинает с трехстишием, и два других игрока отдельно добавляют их собственное двухстишие. Таким образом, уже существуют две танки, к которым другие участники в игре могут добавить свои дополнительные стихи. Наконец получается большое количество разных стихов со строфами, общими только до определенной степени. Пример такого русского Ренга-сайта — вышеупомянутый «Сад расходящихся Хокку». Графически ренга выглядит, как родословное дерево, в котором читатель, при помощи ссылок, может искать свой любимый вариант. Или, если он захочет, он сможет и добавить туда свой стих. В связи с этим говорится о рождении «активного читателя» или «читателя-игрока», как эволюции, параллельной развитию литературы в WWW.

Во всех этих видах коллективного творчества заметно, что им почти без исключения наклеивается ярлык «игра». Это подчеркивание игры, а не литературы, вызывает вопросы. И прежде всего: действительно ли что-то не в порядке, когда подчеркивается именно этот игровой подход?

Автоматическая обработка текста Под «автоматической обработкой текста» понимаются такие же вышеописанные игры и образы, характеризующиеся большой динамикой, при которых понятие «читатель-игрок» является немаловажным.

Множество литературных конкурсов, журналов и изданий в Интернете также принадлежат к динамическому аспекту Сетературы, потому что они умеют обеспечивать постоянное обновление их информации, в противоположность «традиционным» двойникам, с их ограниченным количеством изданий.

Кроме этого, и здесь «читатель-игрок» занимает важное место как критик или/и участник в литературных конкурсах.

Вот несколько примеров таких сайтов. Во-первых, «Тенета», где, между прочим, обсуждается Сетература, как профессиональным, так и сетевым жюри. Представление кандидатов делается назначенными для этого людьми, которые сразу и упоминают, на каком сайте они нашли выбираемые ими произведения.

Другой тип конкурса, это «Арт-ЛИТО», которое однако не воспринимает Сетературу в узком смысле этого слова, но исключительно литературу, которая без проблем переносится на бумагу; они так делают, имея в виду «традиционную» публикацию творчества лауреатов. И здесь писательское жюри и голосование посетителей сайта определяют, кто «выиграет» .

Третий пример — «The Sea Shell Game», где еще раз употребляется старый японский образ, чтобы выбрать лучшее хайку.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой