Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ предметной области

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время все чаще встает проблема несоответствия образовательных программ профессиональным требованиям. Процессы разработки образовательных и профессиональных стандартов на практике не взаимосвязаны, что приводит к несогласованности документов и противоречивости требований к специалистам. Таким образом, отсутствие единого источника требований к специалисту, учитывающего точки зрения… Читать ещё >

Анализ предметной области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Компетентностная модель

В последнее время все чаще встает проблема несоответствия образовательных программ профессиональным требованиям. Процессы разработки образовательных и профессиональных стандартов на практике не взаимосвязаны, что приводит к несогласованности документов и противоречивости требований к специалистам [8, 11]. Таким образом, отсутствие единого источника требований к специалисту, учитывающего точки зрения представителей профессиональной среды, общественных организаций и других потребителей результатов подготовки специалистов, стало причиной отсутствия формализации этих требований.

Для решения данного противоречия возможно использование компетентностного подхода, который помогает соотнести компетенции выпускника вуза с требованиями работодателей. Внедрение компетентностного подхода в систему профессионального образования позволит улучшить взаимодействие с рынком труда, повысить конкурентоспособность специалистов, обновить содержание, методологию и среду обучения [12].

Различие в требованиях, предъявляемых к специалистам различными субъектами, обуславливает необходимость создания интегрированного решения в рамках компетентностного подхода, которое в большей степени удовлетворило бы всех потребителей «продукта» образования. Исследователи (Дурнева Е.Е., Пахаренко Н. В., Зольникова И. Н., Соснин Н. В., Федоров А. Э. и др.) приходят к выводу, что таким интегрированным решением может являться компетентностная модель специалиста.

Компетентностная модель специалиста — это набор требований, удовлетворяющий следующих заинтересованных субъектов (заказчики и потребители «специалистов»):

  • 1) социальные институты;
  • 2) работодатели;
  • 3) образовательные учреждения;
  • 4) личность.

Различные исследователи рассматривают компетентностную модель с разных сторон. Н. В. Пахаренко и И. Н. Зольникова [13] предлагают рассматривать компетентностную модель выпускника как целевую функцию направления подготовки студентов по конкретной специальности. С точки зрения этих исследователей компетентностная модель включает в себя систему универсальных и профессиональных компетенций, которые должны быть освоены для достижения профессиональной компетентности.

А.Э. Федоров и др. [1] отмечают, что компетентностную модель необходимо рассматривать в качестве системы, которая позволяет объективно оценить пригодность каждого специалиста для будущей деятельности. Изучаемая модель, по мнению автора, также дает возможность выработать четкие критерии качества этой деятельности, позволяющие будущим работникам осуществлять целенаправленную подготовку для получения признания в этой области. Таким образом, компетентностная модель содержит ясные требования к уровню подготовки экспертов.

С точки зрения Е. Е. Дурневой [14] компетентностная модель выпускника представляет собой систему компетенций и требований к уровню освоения этих компетенций, по которым мы судим об степени соответствия выпускника требованиям, предъявляемыми ему рынком труда, существующими условиями для обеспечения профессионального успеха и социальными институтами. Таким образом, компетентностная модель является результатом анализа требований потребителей к результатам профессионального образования.

Другие исследователи [15] рассматривают компетентностную модель как эталон, включающий компонентный состав, структуру и содержание профессиональной компетентности специалиста. Такая эталонная модель используется для диагностических целей и становится основой для развития компетентности, возникающей в процессе сопоставления этой модели с результатами самодиагностики и саморазвития.

Рассмотренные подходы к определению компетентностной модели пересекаются в следующих ключевых моментах: компетентностная модель — это:

  • 1) формализованная модель требований субъектов к результатам образования;
  • 2) результат подготовки специалиста по определенному направлению;
  • 3) система компетенций с уровнями освоения, пригодными для выполнения определенной деятельности;
  • 4) идеальная модель выпускника.

Таким образом, в данной работе под компетентностной моделью будем понимать формализованную модель требований потребителей к результатам обучения выпускника, выраженную через систему компетенций и требуемого уровня их освоения, которая служит основанием для выбора наиболее подготовленного специалиста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой