Особенности процесса проведения деловых совещаний в организации
Психологами установлено, что при прочих равных условиях чаще начинают конфликтовать люди, сидящие друг против друга, и реже те, кто сидит рядом. Организатор совещания, зная характера и другие психологические особенности приглашенных, может, не привлекая внимания к этому, посадить участников так, чтобы не оказались напротив друг друга те, кто может сорваться и помешать рассмотрению вопроса. Когда… Читать ещё >
Особенности процесса проведения деловых совещаний в организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Деловое совещание — это общепринятая форма делового общения группы по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения. Коммуникантами в этой ситуации становятся: коммуникативный лидер и участники совещания, как правило, специалисты, в чьей компетенции находится данная проблема, или те кому придется ее решать.
В ЛПУ «Санатории Целебный ключ» совещания классифицирует по следующим основным признакам:
По назначению:
- — вырабатывающие и принимающие решения;
- — разъясняющие и уточняющие задачи по реализации ранее принятых решений;
- — подводящие итоги выполнения решений и дающие оценку результатов совещания;
- — оперативные;
По периодичности проведения:
- — разовые;
- — регулярные;
- — периодические;
По количеству участников:
- — узкий состав (до 3 человек);
- — расширенные (до 10 человек);
- — представительные (свыше 15 человек);
По степени стабильности состава участников совещания:
- — с фиксированным составом;
- — с приглашаемыми по списку, составленному для каждого совещания;
- — комбинированные;
По принадлежности:
- — партийные;
- — административные;
- — научные и научно-технические;
- — объединенные;
В зависимости от управленческих функций:
- — совещания по планированию;
- — мотивации труда;
- — внутрифирменной организации;
- — контролю за деятельностью работников;
- — специфические для фирмы;
Чтобы достичь целей совещания, необходимо должным образом подготовить и организовать его проведение. Существует совокупность обязательных элементов, без которых эффект совещания не будет достигнут.
Подготовка совещания начинается с определения его необходимости целесообразности.
Повестка дня. Повестка совещания — это, как правило, письменный документ, рассылаемый заранее участникам совещания и содержащий следующую информацию:
- — тема совещания;
- — цель совещания;
- — перечень обсуждаемых вопросов;
- — время начала и окончания совещания;
- — место, где оно будет проходить;
- — фамилии и должности докладчиков, выступающих по основной информации людей и ответственных за подготовку вопросов;
- — время, отведенное на каждый вопрос;
- — место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу;
Когда участники совещания информированы заранее о предмете обсуждения, тогда они могут не только предварительно ознакомиться с материалами, но и продумать конструктивные предложения по решению проблем. В тех случаях, когда люди превентивны, не информированы, на совещаниях высказывают мнения, точки зрения, что провоцирует дискуссию и не способствует принятию эффективного решения.
Время проведения. Целесообразно проводить деловые совещания в определенный день недели, желательно в конце рабочего дня или во второй его половине.
Часто проводимые внеплановые совещания выбивают людей из рабочего ритма, снижают культуру делового общения, вносят сумятицу в заранее спланированные сотрудниками мероприятия. Поэтому злоупотреблять такого рода оперативными встречами не следует.
Длительность совещания не должна превышать полутора-двух часов.
Число участников. Оптимальное число участников совместных обсуждений 6−7 человек. Увеличение числа приглашенных резко снижает средний коэффициент участия присутствующих, одновременно удлиняя совещания.
Очень важно избавиться от стереотипа прошлых лет и приглашать на совещание по любому вопросу не весь административно-управленческий персонал, а лишь тех руководителей среднего звена и специалистов, в чьей компетенции находится обсуждаемая проблема и кто способен решать вопросы. Кроме того, следует разрешить уход с совещания тех работников, чей вопрос уже обсужден, и приход специалистов не на все совещание, а, согласно регламенту, на момент обсуждения их проблемы.
Важным условием эффективности совещания является способность его участников играть разнообразные роли: «эксперта», «адвоката дьявола», «оппонента: черного, белого», «генератора идей», «аналитика», «критика», «регистратора ценных мыслей» и пр.
Организация пространственной среды. Рекомендуется во время совещания рассаживать его участников таким образом, чтобы люди видели глаза, лицо, мимику, жесты друг друга. Это способствует наилучшему восприятию информации. Однако когда речь идет о внутрифирменных совещаниях, рекомендуют позаботиться о совместимости персонала.
Психологами установлено, что при прочих равных условиях чаще начинают конфликтовать люди, сидящие друг против друга, и реже те, кто сидит рядом. Организатор совещания, зная характера и другие психологические особенности приглашенных, может, не привлекая внимания к этому, посадить участников так, чтобы не оказались напротив друг друга те, кто может сорваться и помешать рассмотрению вопроса.
Протокол совещания — это первичный официальный документ, на основании которого руководство вправе требовать от сотрудников выполнения порученных им заданий. Секретарь собрания фиксирует в протоколе по поручению собрания наиболее важные моменты:
- — достижение цели совещания;
- — решение;
- — исполнители и сроки.
Принятие решения. Завершающий этап совещания — это принятия решения и проведение его в жизни. Следует иметь в виду, что решение на совещании принимается всеми вместе и каждым в отдельности. От того, насколько участнику совещания удалось включить свои идеи и соображения в общее решение, зависит эффективность последнего.
Решения, принятые на совещании, обязательно должны выполняться. С этой целью:
- — проанализируйте ход и результаты совещания;
- — внимательно посмотрите протокол результатов;
- — размножьте и разошлите краткий протокол тем, кто будет выполнять решения;
- — контролируйте ход и выполнение решений;
- — создайте условия для реализации намеченных мероприятий.
Совершенствование процесса проведения деловых переговоров организации
Деловые переговоры — это процесс, направленный на нахождение компромисса или общего решения, в котором участвует как минимум две стороны.
В процессе ЛПУ «Санатории Целебный ключ» переговоров можно выделить этапы:
- 1) подготовка к переговорам (обдумывание будущей сделки),
- 2) начало переговоров: формулировка предложения — четко, грамотно и понятно. От этого во многом зависят будут ли переговоры успешными,
- 3) торг — главная часть. Торг — это процесс «притирки», когда переговорщики показывают, от чего они могли бы отказаться, выясняют, от чего могла бы отказаться другая сторона, и решают, можно ли прийти к согласию,
- 4) заключение сделки.