Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды предпринимательства. 
Предпринимательство: понятие, сущность и функции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После установления контакта с фирмой клиентом, консалтинговые фирмы приступают к разработке предложения. Разработка начинается с совместного обсуждения проекта клиентом и консультантом. Перед этим необходимо получить достаточно подробную информацию о фирме клиенте. Консультанту необходимо знать: что производит или чем занимается фирма; какова численность работающих, их квалификация, доля… Читать ещё >

Виды предпринимательства. Предпринимательство: понятие, сущность и функции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Виды бизнеса определяют основные сферы деятельности предпринимателя. Как правило, выделяют производственное, коммерческое, финансовое. Кроме того, в последние десятилетия во всех экономически развитых странах выделяется, обосабливается такой самостоятельный вид предпринимательства, как консультационное предпринимательство. В то же время каждый их названных видов предпринимательства распределяется на некоторое число подвидов. Будучи относительно самостоятельными, указанные виды деятельности могут быть составными частями и дополнять друг друга.

Производственное предпринимательствосамое трудное, особенно в условиях казахстанской экономики. Поэтому большинство предпринимателей устремляется преимущественно в коммерческое, финансовое русло. Однако по мере стабилизации политической обстановки в обществе, становления рыночной экономики производственное предпринимательство займет достойное место, так как оно является определяющим для развития экономики страны. В производственном предпринимательстве функция производства товаров, услуг является основной, определяющей, тогда как другие функции, как сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной. Для осуществления производства предприниматель должен использовать его факторы: рабочую силу, производственные фонды, материалы, информацию. Результатом производственно-предпринимательской деятельности является реализация покупателю определенного объема произведенных товаров (услуг) и получения за них денежной выручки.

При переходе к рыночной экономике эта сфера деятельности претерпела наибольшие негативные изменения: распались хозяйственные связи, нарушилось материальнотехническое снабжение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий.

Виды предпринимательства.

Производственное.

Коммерческое.

Финансовое.

Консультативное.

Инновационное.

торговое.

банковское.

Общее управление.

Научно-техническое.

Торгово-закупочное.

страховое.

администрирование.

Производство товаров.

Торгово-посреднические.

аудиторское.

Финансовое управление.

Оказание услуг.

Товарные биржи.

лизинговые.

Управление кадрами.

Производственное потребление товаров.

Фондовые биржи.

маркетинг.

Производственное потребление услуг.

производство.

Информационное.

Информационная технология.

Специализированные услуги.

Основные признаки видов предпринимательства.

Вид предпринимательства.

Основные функции.

Основное поле деятельности.

Производственное.

Производство продукции, товаров, работ, услуг, информации.

Производственные учреждения и предприятия.

Коммерческое.

Купляпродажа товаров и услуг.

Торговые заведения, товарные биржи.

Финансовое.

Купляпродажа денег, валюты, ценных бумаг.

Банки, страховые и трастовые компании, фондовые биржи.

Консультативное.

Купля-продажа консультации, проектов, рекомендаций.

Консалтинговые фирмы и агентства.

Наибольшее развитие в первые годы перехода к рынку получило коммерческое предпринимательство. Коммерческое предпринимательство характеризуется прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции, которые выражают его основное содержание. Основу составляют операции по купле — продаже, т. е. перепродаже товаров и услуг. В отличие от производственного предпринимательства здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции. В качестве исходной позиции в коммерческом предпринимательстве необходимо определить, что покупать, что перепродавать и где. В решении этих вопросов следует исходить из того, что цена реализации товара должна быть выше закупочной, а спрос на предлагаемый товар — достаточным для реализации его в намечаемом месте сделки. Чтобы быть уверенным, что эти условия выполнимы, необходимо провести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка интересующих товаров и услуг, а также выработку прогнозной конъюнктуры рынка, определить, какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации. Одним из направлений коммерческого предпринимательства являются экспортно-импортные операции, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продается в другой. В коммерческом предпринимательстве можно быстрее получить отдачу. Эта сфера, ранее во многом ограниченная, стала стремительно развиваться, главным образом как частное, индивидуальное предпринимательство. Сюда направили усилия многие энергичные, инициативные люди. Нередко среди них имеются и те, чью деятельность раньше относили к так называемой теневой экономике.

Финансовое предпринимательство — это особый вид коммерческой деятельности, когда объектом купли-продажи является весьма специфический товар — деньги, валюта, ценные бумаги., т. е. происходит продажа одних денег и ценных бумаг на другие по ценам, обеспечивающим получение прибыли. Финансовое предпринимательство предполагает анализ валютного рынка, рынка ценных бумаг, проведение маркетингового исследования. Финансовое предпринимательство относится к числу самых тонких и сложных, он, как никакой вид, нуждается в наличии хорошо поставленной информации, в обеспечении современной вычислительной и организационной техникой.

Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако, она может быть и самостоятельной, например, банковское дело, страховое дело.

В последние годы все большее развитие в Казахстане получает такая перспективная форма, как консультативное предпринимательство. Оно имеет множество направлений и сопоставляя уровень его развития в нашей стране с другими развитыми странами, можно сделать вывод, что ближайшие годы консалтингу предстоит стремительно развиваться. При этом приоритет надо отдавать производственному предпринимательству, наиболее сложному и определяющему все виды предпринимательской деятельности.

Как видно из схемы 1, к производственному предпринимательству относится инновационная, научно-техническая деятельность, собственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее этот предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптоворозничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести до минимума предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений устная договоренность, как правило, служит надежной гарантией и в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. В условиях формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок. Следующий этап производственного предпринимательства — приобретение или аренда (наем) факторов производства. Как известно, в число факторов производства входят: производственные фонды, рабочая сила, информация. Производственные фонды в свою очередь делятся на основные и оборотные.

Основные производственные фонды (орудия труда) включают в себя здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, транспортные средства, инструмент и приспособления, производственный инвентарь и прочие основные фонды. К основным производственным фондам относят здания производственных цехов, заводоуправления, лабораторий и т. д. В число сооружений входят ограждения вокруг территории предприятия, фирмы, мосты, нефтяные скважины, угольные разрезы. К передаточным устройствам относят силовые кабели, линии электропередач, различные трубопроводы, нефтеи газопроводы. Силовые машины включают в себя различные двигатели, турбины, паровые котлы. Важнейший элемент основных производственных фондов — рабочие машины и оборудование. К ним относятся все технологическое оборудование, машины и оборудование вспомогательных цехов. Эта часть производственных фондов условно называется активной частью, так как именно на машинах и оборудовании непосредственно изготавливается продукция. В состав транспортных средств входит транспорт всех видов: автомобильный, железнодорожный, авиационный, морской, речной, гужевой.

Оборотные производственные фонды (предметы труда) составляют сырье, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тара и тарные материалы, запасные части для ремонтов. Сюда же относятся покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства, расходы будущих периодов. К сырью относятся предметы труда, полученные в добывающих отраслях промышленности (руда, нефть, уголь, газ) или в сельском хозяйстве (хлопок, лен, шерсть, кожа), не прошедшие промышленной переработки. Материалы — это предметы труда, прошедшие определенные этапы переработки и поступающие в производство для изготовления готовой, законченной продукции. При этом основные материалы составляют основу, субстанцию будущего готового продукта (металл, дерево, ткань), а вспомогательные материалы дополняют основные (красители, фурнитура) или способствуют процессу производства (смазочные масла). Полуфабрикат — это не законченная изготовлением продукция, подлежащая доработке до готового продукта в другом цехе (участке) данного предприятия, фирмы или на другом предприятии. Незавершенное производство представляет также не законченную изготовлением продукцию, но в отличие от полуфабриката незавершенное производство, как правило, находится на рабочем столе, оно не может быть передано для доработки в другое подразделение предприятия и подлежит доработке в данном цехе.

Особо следует остановиться на расходах будущих периодов. Главное их назначение — обеспечить повышенные расходы на первых порах освоения новой продукции. Впоследствии в течение определенного времени эти расходы будут отнесены на издержки производства.

Рабочую силу предприниматель нанимает путем объявлений, через биржи труда, агентство по трудоустройству, с помощью знакомых, друзей. При подборе персонала следует учитывать образование кандидата, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.

Далее предприниматель приобретает всю необходимую ему информацию о возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта намечаемой к изготовлению продукции или услуги и т. д.

Осуществление предпринимательской деятельности связано с денежными затратами. Общую потребность в деньгах (Дп) на производственно-предпринимательскую деятельность можно рассчитать по формуле:

Дп= Др+ Дм+Дс+Ди+Ду Где, Дрденежные средств, необходимые для оплаты наемных работников Дмденежная оплата стоимости приобретаемых сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии Дсденежные расходы, связанные с приобретением и использованием средств труда (основных производственных фондов) -зданий, сооружений, передаточных устройств, машин, оборудования, вычислительной техники, транспортных средств Диденежная оплата приобретаемой предпринимателем информации Дуоплата услуг сторонних организаций и лиц (строительные работы, транспортные услуги).

Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый стартовый капитал. Не каждый может его иметь. В этом случае предприниматель обращается в коммерческий банк или в другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь — получение предпринимателем факторов производства (помещений, оборудования, сырья, материалов) в кредит. Однако в любом случае предприниматель должен будет вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит, или равную стоимости взятых в кредит факторов производства плюс проценты за пользование кредитом.

Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции или работ, услуг покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между выручкой и издержками производство составит прибыль предприятия. Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается у предпринимателя после оплаты им всех затрат на производство и реализацию продукции, но до выплаты налогов. Остаточная или чистая прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений, различных платежей, штрафов, пошлин и представляет собой конечный результат деятельности предпринимателя — производственника.

Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржаэто разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржисоздать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью с учетом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные цены. Товарная биржа — наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес), продающихся по стандартам. Подобные биржи действуют во всех экономических развитых странах. Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками товаров, на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых фьючерсных сделок. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки. Товарные биржи выполняют следующие функции:

  • · Оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок
  • · Упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров
  • · Сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.

Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а сделки с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки). Товарные биржи могут быть открытыми и закрытыми. В торгах на закрытых биржах участие могут принимать только брокеры — биржевые посредники, выступающие между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржахтакже посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки.

Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной мере аналогична схеме производственно-предпринимательской деятельности. Однако, в отличие от нее вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции здесь имеет место получение готового продукта. Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка. Посредством маркетинга осуществляются все виды жизненного цикла торгового предприятия: исследование рынка, продвижение товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовое обеспечение и получение прибыли. При этом торговому предприятию предъявляются два взаимосвязанных требования: максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемость в условиях конкуренции.

Важнейшим условием осуществления маркетинга в торговой деятельности является его планирование. План маркетинга служит основанием для установления задания по объему продаж в натуральном и стоимостном выражении. При этом товары различаются по характеристике спроса: первая группа — товары, еще не завоевавшие рынок, а потому требующие повышенного внимания; вторая группатовары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом.

Структура маркетинга, наряду с оперативной управленческой работой, включает в себя также такие функции, как исследование рынка, оценка ситуации, предвидение, планирование, практическая реализация намеченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных функций. Все важнейшие мероприятия коммерческой сделки увязываются между собой по срокам, и где это возможно, предусматривается параллельнопоследовательная методика проведения операций. В заключение разрабатывается бизнес-план и укрупненный координационный план действий. Если сделка носит крупный и продолжительный характер, рекомендуется разрабатывать план-график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей.

Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи. Коммерческий банк — это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником дохода банков является разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств. Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические (выполнением различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).

Под фондовой биржей понимается организационно-оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. На фондовой бирже проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы демонстрируются на световом табло и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент времени на данной бирже можно купить или продать определенные акции. За рубежом сами фирмы и предприятия на бирже не участвуют. Их интересы, как правило, представляет либо банк, либо холдинговая или брокерская компания биржи. Вместе с тем в условиях государственно-монополистического капитализма роль биржи в торговле ценными бумагами несколько уменьшилась. Главная причина этого — образование мощных кредитно-финансовых институтов, которые сконцентрировали у себя большую часть торговли ценными бумагами, без посредничества биржи. На снижение роли биржи в торговле ценными бумагами повлияло также увеличение объема государственных облигаций в общей массе ценных бумаг.

Слово «консультант» происходит от латинского — советующий. Под этим словом понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная услуга по вопросам управления получила название консалтинг. Менеджментконсалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

В промышленно развитых странах с рыночной экономикой вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию. Как правило, те руководители, которые своевременно прибегли к помощи консультантов, ужу ощутили пользу и экономический эффект финансово-экономического анализа, программ оздоровления, активного маркетинга, разработки инвестиционной и финансовой политики.

Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:

  • · Выявление проблем (диагностика)
  • · Разработка решений проекта
  • · Осуществление решений проекта.

Заключительный этап в зависимости от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними. Методы консультирования могут быть разными. Наиболее известны и применяемы три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее. Экспертное консультирование — наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией. При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения. При обучающем консультировании главная задача специалистов — подготовить почву для возникновения идей, для выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию. На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов не применяется, а как правило, применяется комбинации всех трех. Помимо частных фирм, консультационные услуги могут на коммерческих основах оказывать государственные, учебные, информационные и исследовательские организации. Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник — указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в восемь основных групп: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационная технология, специализированные услуги. Так, к примеру, в небольшой Голландии насчитывается более 2000 консалтинговых фирм.

После установления контакта с фирмой клиентом, консалтинговые фирмы приступают к разработке предложения. Разработка начинается с совместного обсуждения проекта клиентом и консультантом. Перед этим необходимо получить достаточно подробную информацию о фирме клиенте. Консультанту необходимо знать: что производит или чем занимается фирма; какова численность работающих, их квалификация, доля управленческого персонала; каковы объем производства или работ; структура затрат и величина прибыли и ее источники; финансовое положение фирмы, наличие договоров, надежность партнеров. Далее составляется план-график выполнения работ и оформляются необходимые юридические документации. Особое внимание следует обратить на сроки осуществления работ. Престиж консультанта в значительной мере будет сохранен, если не будет срыва намеченных сроков выполнения работ или значительного их опережения. Следует также определить, в какой форме предполагается завершить работу: будет ли это услуга или достижение конкретного результата. Все это должно найти отражение в плане-графике работ. В ходе выполнения заказа необходимо учесть психологию фирмы — заказчика. По мере продвижения работы интерес клиента будет падать и надо принять меры к поддержанию интереса. Для этого в период наибольшего интереса рекомендуется реализовать какой-либо промежуточный вариант. Это может быть конкретное предложение для руководства фирмы — заказчика, обсуждение предложений консультанта на служебном совещании, подготовка приказа о реализации отдельных предложений. В заключение оформляется письменный отчет, либо план мероприятий по реализации проекта, било перечень рекомендаций. Могут иметь место и другие заранее оговоренные виды оформления результатов консультации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой