Факторинг и другие формы финансирования бизнеса
![Реферат: Факторинг и другие формы финансирования бизнеса](https://westud.ru/work/7437144/cover.png)
Курышев Д. В., Стешина М. О. Форфейтинг — новые рубежи в условиях кризиса. Опыт японского банка в России // Международные банковские операции 2009. № 3; Брюков В. Г. Форфейтинг и его применение во внешней торговле: механизм и технология // Международные банковские операции. 2011. № 4; Ранних Н. А. Форфейтинг: перспективы и проблемы // Международные банковские операции. 2005. № 4; Гуманов К… Читать ещё >
Факторинг и другие формы финансирования бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Факторинг и другие формы финансирования бизнеса
Факторинг — как экономическая категория представляет собой разновидность торгово-комиссионных операций, при которой банк или специализированная факторинговая организация покупает денежные требования поставщика к покупателю и реализует инкассирование его дебиторской задолженности [1].
Понимание экономической сущности факторинга связано с уяснением его места в системе иных форм финансирования бизнеса.
Операцией, сходной с прямым экспортным факторингом, является форфейтинг, под которым понимается кредитование экспортера путем покупки коммерческих векселей, акцептованных импортером без права регресса к продавцу. Фактически форфейтинг можно рассматривать как способ рефинансирования коммерческого кредита во внешней торговле.
Сходство экспортного факторинга с форфейтированием и различия между ними представлены в таблице 1:
Таблица 1 — Сравнение экспортного факторинга и форфейтинга [2]
Сходство. | Различия. | |||
| основания. | Экспортный факторинг. | форфейтинг. | |
сроки. | Краткосрочное кредитование (90−180 дней). | Среднесрочное кредитование (от 6 месяцев до 5−8 лет) или долгосрочное кредитование (до 11 лет). | ||
риски. | Фактор берет часть рисков экспортера. | Все риски экспортера переходят к форфейтеру. | ||
Характер операции. | Предполагает постоянные связи между сторонами и наличие комплексной системы обслуживания. | Является однократной операцией, связанной с взиманием денежных средств по определенному документу. | ||
Характер предъявляемых требований. | Должник имеет право предъявлять требования к поставщику, к фактору. | Должник не имеет право предъявлять требования к форфейтеру. | ||
Следует выделить еще одну особенность форфетирования — наличие вторичного рынка, на котором возможна перепродажа приобретенных коммерческих векселей. Но такого рынка в России пока не существует. В настоящее время можно рассматривать только единичные подобные сделки. Это обусловлено неготовностью банков принимать среднесрочные риски развивающихся стран, а по рискам развитых стран наблюдается высокая конкуренция по ставкам. Основные игроки форфейтингового рынка в России — зарубежные форфейтеры: London Forfaiting Company, имеющая представительство в Москве, германский банк WestLB, у которого есть своя «дочка» — «ВестЛБ Восток».
Нередко факторинг отождествляют с банковским кредитом, что неверно. Необходимо сравнить факторинг и кредитование. Сравнение приведено в таблице 2.
Таблица 2 — Сравнение факторинга и кредитования [3]
Критерии. | Факторинг. | Кредит. | |
субъекты. | Банк или специализированная компания, поставщик, покупатель. | Банк, клиент. | |
Сроки предоставления финансирования. | Срок фактической отсрочки платежа (90−180 календарных дней). | фиксированный срок. | |
Сроки погашения. | День фактической оплаты дебитором поставленного товара. | Заранее обусловленный день. | |
Сроки выплаты. | День поставки товара. | Обусловленный кредитным договором день. | |
Сроки обслуживания. | Бессрочно. | Погашение кредита не гарантирует получение нового. | |
Способ погашения. | Из денег, поступающих от дебиторов клиентов. | Возвращается банку заемщиком. | |
Обеспечение. | Не требуется. Имеет значение только история работы клиента с его дебиторами. | Выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа. | |
Размер | Не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента. | Выдается на заранее обусловленную сумму. | |
Вознаграждение. | Зависит от величины переданной финансовому агенту задолженности. | Процентная ставка по кредиту. | |
Оформление. | Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры. | Необходимо оформление большого числа документов. | |
Сопровождение. | Информационное, бухгалтерское, консультационное, юридическое и иное обслуживание, управление дебиторской задолженностью. | Обязательный переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в банк. | |
кредитование малый средний факторинг Данные таблицы показывает, что рассматриваемые финансовые продукты направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков различными способами. Общим является только суть операции — финансирование.
Знание данных положений позволит более эффективно использовать предлагаемые рынком финансовых услуг инструменты, грамотно управлять финансами хозяйствующего субъекта.
На современном этапе выделяют кредитование по контракту типа «френчайз» — форма взаимоотношений между большим и малым бизнесом, когда средняя по мощности фирма получает помощь от промышленной или торговой транснациональной компании в виде денежной ссуды, лизинга, факторинга.
В настоящее время факторинг является средством повышения ликвидности активов и оборачиваемости средств предприятий, в первую очередь малых и средних. Эти предприятия, способствуя стабилизации потребительского рынка и рынка рабочей силы, ускорению разработок и внедрению в производство технических инноваций, оживлению экспортной деятельности, традиционно испытывают трудности с источниками кредитования. Представляется, что это вызвано следующими причинами:
- — во-первых, недоступностью для них обычных рынков капитала и денежного рынка, вследствие чего возрастает их потребность в краткосрочном и банковском кредите, привлекаемых для пополнения оборотного капитала. Выпуск ценных бумаг на небольшие суммы является для таких предприятий достаточно дорогостоящим мероприятием, а рынок подобных бумаг значительно более узок по сравнению с финансовыми инструментами более крупных бумаг;
- — во-вторых, дискриминацией при предоставлении им банковского кредита — от них требуют больших гарантий. В силу того, что данная категория заемщиков имеет сомнительную кредитоспособность, кредитным учреждениям невыгодно полностью удовлетворять потребности малых предприятий в кредитах, особенно на небольшие суммы и на рискованные мероприятия;
- -в-третьих, высокой стоимостью заимствований для малых предприятий.
- — в-четвертых, финансовыми трудностями при экспорте продукции, среди которых: кредитование и отсрочка платежа; оформление специальных документов на экспорт продукции; отсутствие необходимой информации об иностранных рынках; необходимость соответствия товара требованиям, отличным от внутренних; отсутствие представительства за рубежом; повышение издержек и снижение прибыльности.
На активизацию деятельности банков в сфере кредитования малого бизнеса окажут влияние следующие факторы:
- — высокий уровень конкуренции в сегментах обслуживания крупных корпоративных клиентов и потребительского кредитования, ведущий к снижению маржи при растущих рисках. Возрастание привлекательности этого направления связано с тем, что стоимость заимствований для средних и крупных предприятий гораздо ниже, чем для малых, а риски при этом в этих секторах отличаются в гораздо меньшей степени;
- — стремление банков к диверсификации кредитного портфеля. Способствует этому большое количество небольших заемщиков;
- — интерес со стороны государства к вопросу развития малого бизнеса. Но при этом многие финансовые институты, активно работающие с представителями малого бизнеса, зарегистрированными как юридические лица, отказываются кредитовать индивидуальных предпринимателей.
В этой связи перспективно использование различных нетрадиционных видов финансово-кредитного обслуживания малых предприятий, в том числе лизинга и факторинга.
Эффективность факторинга как средства финансирования малого бизнеса определяется тем, что фирма не только приобретает хорошую репутацию, но и может рассчитывать на скидку за немедленную оплату обычно в размере 2 — 3% суммы платежа. Факторинг с его широким и гибким набором услуг является одной из самых привлекательных форм кредитования как внутренней, так и экспортной деятельности малых и средних предприятий, облегчая их вхождение в конкурентную ситуацию с минимальным первоначальным капиталом.
Тем не менее факторинг привлекателен для большинства корпораций, независимо от масштабов их бизнеса. Малым компаниям он позволяет получать финансирование без залога. Средние предприятия в факторинге привлекает страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет «расчистить» баланс — уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской. Это особенно важно, если предприятие планирует привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.
- 1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2008, С. 436
- 2. Курышев Д. В., Стешина М. О. Форфейтинг — новые рубежи в условиях кризиса. Опыт японского банка в России // Международные банковские операции 2009. № 3; Брюков В. Г. Форфейтинг и его применение во внешней торговле: механизм и технология // Международные банковские операции. 2011. № 4; Ранних Н. А. Форфейтинг: перспективы и проблемы // Международные банковские операции. 2005. № 4; Гуманов К. Сделка вне закона // Финанс. № 35, 26 сентября — 2 октября 2006.
- 3. Ваулина Ю. Принес долги — унес деньги // Эксперт — Волга. 24 сентября 2007. № 35; Без залогов и кредитов // «SmartMoney"/ 01 сентября 2008. № 32; Логвинов М. Кредит доверия // Компания. 5 декабря 2011. № 45; Великанова О. Аппетит возвращается // Эксперт Северо-Запад.: июня 2011. № 2; Логвинов М. Фактор регресса // Компания. 31 октября 2011. № 40.