Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Факторинг и другие формы финансирования бизнеса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Курышев Д. В., Стешина М. О. Форфейтинг — новые рубежи в условиях кризиса. Опыт японского банка в России // Международные банковские операции 2009. № 3; Брюков В. Г. Форфейтинг и его применение во внешней торговле: механизм и технология // Международные банковские операции. 2011. № 4; Ранних Н. А. Форфейтинг: перспективы и проблемы // Международные банковские операции. 2005. № 4; Гуманов К… Читать ещё >

Факторинг и другие формы финансирования бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Факторинг и другие формы финансирования бизнеса

Факторинг — как экономическая категория представляет собой разновидность торгово-комиссионных операций, при которой банк или специализированная факторинговая организация покупает денежные требования поставщика к покупателю и реализует инкассирование его дебиторской задолженности [1].

Понимание экономической сущности факторинга связано с уяснением его места в системе иных форм финансирования бизнеса.

Операцией, сходной с прямым экспортным факторингом, является форфейтинг, под которым понимается кредитование экспортера путем покупки коммерческих векселей, акцептованных импортером без права регресса к продавцу. Фактически форфейтинг можно рассматривать как способ рефинансирования коммерческого кредита во внешней торговле.

Сходство экспортного факторинга с форфейтированием и различия между ними представлены в таблице 1:

Таблица 1 — Сравнение экспортного факторинга и форфейтинга [2]

Сходство.

Различия.

  • -кредит, предоставляемый в товарной форме, трансформируется из коммерческого в банковский;
  • -в отношениях между поставщиком и покупателем появляется третье лицо;
  • -поставщик освобождается от функций, не связанных с производством;
  • -уменьшаются риски поставщика;
  • -высокая стоимость операций.

основания.

Экспортный факторинг.

форфейтинг.

сроки.

Краткосрочное кредитование (90−180 дней).

Среднесрочное кредитование (от 6 месяцев до 5−8 лет) или долгосрочное кредитование (до 11 лет).

риски.

Фактор берет часть рисков экспортера.

Все риски экспортера переходят к форфейтеру.

Характер операции.

Предполагает постоянные связи между сторонами и наличие комплексной системы обслуживания.

Является однократной операцией, связанной с взиманием денежных средств по определенному документу.

Характер предъявляемых требований.

Должник имеет право предъявлять требования к поставщику, к фактору.

Должник не имеет право предъявлять требования к форфейтеру.

Следует выделить еще одну особенность форфетирования — наличие вторичного рынка, на котором возможна перепродажа приобретенных коммерческих векселей. Но такого рынка в России пока не существует. В настоящее время можно рассматривать только единичные подобные сделки. Это обусловлено неготовностью банков принимать среднесрочные риски развивающихся стран, а по рискам развитых стран наблюдается высокая конкуренция по ставкам. Основные игроки форфейтингового рынка в России — зарубежные форфейтеры: London Forfaiting Company, имеющая представительство в Москве, германский банк WestLB, у которого есть своя «дочка» — «ВестЛБ Восток».

Нередко факторинг отождествляют с банковским кредитом, что неверно. Необходимо сравнить факторинг и кредитование. Сравнение приведено в таблице 2.

Таблица 2 — Сравнение факторинга и кредитования [3]

Критерии.

Факторинг.

Кредит.

субъекты.

Банк или специализированная компания, поставщик, покупатель.

Банк, клиент.

Сроки предоставления финансирования.

Срок фактической отсрочки платежа (90−180 календарных дней).

фиксированный срок.

Сроки погашения.

День фактической оплаты дебитором поставленного товара.

Заранее обусловленный день.

Сроки выплаты.

День поставки товара.

Обусловленный кредитным договором день.

Сроки обслуживания.

Бессрочно.

Погашение кредита не гарантирует получение нового.

Способ погашения.

Из денег, поступающих от дебиторов клиентов.

Возвращается банку заемщиком.

Обеспечение.

Не требуется. Имеет значение только история работы клиента с его дебиторами.

Выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа.

Размер

Не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента.

Выдается на заранее обусловленную сумму.

Вознаграждение.

Зависит от величины переданной финансовому агенту задолженности.

Процентная ставка по кредиту.

Оформление.

Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры.

Необходимо оформление большого числа документов.

Сопровождение.

Информационное, бухгалтерское, консультационное, юридическое и иное обслуживание, управление дебиторской задолженностью.

Обязательный переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в банк.

кредитование малый средний факторинг Данные таблицы показывает, что рассматриваемые финансовые продукты направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков различными способами. Общим является только суть операции — финансирование.

Знание данных положений позволит более эффективно использовать предлагаемые рынком финансовых услуг инструменты, грамотно управлять финансами хозяйствующего субъекта.

На современном этапе выделяют кредитование по контракту типа «френчайз» — форма взаимоотношений между большим и малым бизнесом, когда средняя по мощности фирма получает помощь от промышленной или торговой транснациональной компании в виде денежной ссуды, лизинга, факторинга.

В настоящее время факторинг является средством повышения ликвидности активов и оборачиваемости средств предприятий, в первую очередь малых и средних. Эти предприятия, способствуя стабилизации потребительского рынка и рынка рабочей силы, ускорению разработок и внедрению в производство технических инноваций, оживлению экспортной деятельности, традиционно испытывают трудности с источниками кредитования. Представляется, что это вызвано следующими причинами:

  • — во-первых, недоступностью для них обычных рынков капитала и денежного рынка, вследствие чего возрастает их потребность в краткосрочном и банковском кредите, привлекаемых для пополнения оборотного капитала. Выпуск ценных бумаг на небольшие суммы является для таких предприятий достаточно дорогостоящим мероприятием, а рынок подобных бумаг значительно более узок по сравнению с финансовыми инструментами более крупных бумаг;
  • — во-вторых, дискриминацией при предоставлении им банковского кредита — от них требуют больших гарантий. В силу того, что данная категория заемщиков имеет сомнительную кредитоспособность, кредитным учреждениям невыгодно полностью удовлетворять потребности малых предприятий в кредитах, особенно на небольшие суммы и на рискованные мероприятия;
  • -в-третьих, высокой стоимостью заимствований для малых предприятий.
  • — в-четвертых, финансовыми трудностями при экспорте продукции, среди которых: кредитование и отсрочка платежа; оформление специальных документов на экспорт продукции; отсутствие необходимой информации об иностранных рынках; необходимость соответствия товара требованиям, отличным от внутренних; отсутствие представительства за рубежом; повышение издержек и снижение прибыльности.

На активизацию деятельности банков в сфере кредитования малого бизнеса окажут влияние следующие факторы:

  • — высокий уровень конкуренции в сегментах обслуживания крупных корпоративных клиентов и потребительского кредитования, ведущий к снижению маржи при растущих рисках. Возрастание привлекательности этого направления связано с тем, что стоимость заимствований для средних и крупных предприятий гораздо ниже, чем для малых, а риски при этом в этих секторах отличаются в гораздо меньшей степени;
  • — стремление банков к диверсификации кредитного портфеля. Способствует этому большое количество небольших заемщиков;
  • — интерес со стороны государства к вопросу развития малого бизнеса. Но при этом многие финансовые институты, активно работающие с представителями малого бизнеса, зарегистрированными как юридические лица, отказываются кредитовать индивидуальных предпринимателей.

В этой связи перспективно использование различных нетрадиционных видов финансово-кредитного обслуживания малых предприятий, в том числе лизинга и факторинга.

Эффективность факторинга как средства финансирования малого бизнеса определяется тем, что фирма не только приобретает хорошую репутацию, но и может рассчитывать на скидку за немедленную оплату обычно в размере 2 — 3% суммы платежа. Факторинг с его широким и гибким набором услуг является одной из самых привлекательных форм кредитования как внутренней, так и экспортной деятельности малых и средних предприятий, облегчая их вхождение в конкурентную ситуацию с минимальным первоначальным капиталом.

Тем не менее факторинг привлекателен для большинства корпораций, независимо от масштабов их бизнеса. Малым компаниям он позволяет получать финансирование без залога. Средние предприятия в факторинге привлекает страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет «расчистить» баланс — уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской. Это особенно важно, если предприятие планирует привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.

  • 1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2008, С. 436
  • 2. Курышев Д. В., Стешина М. О. Форфейтинг — новые рубежи в условиях кризиса. Опыт японского банка в России // Международные банковские операции 2009. № 3; Брюков В. Г. Форфейтинг и его применение во внешней торговле: механизм и технология // Международные банковские операции. 2011. № 4; Ранних Н. А. Форфейтинг: перспективы и проблемы // Международные банковские операции. 2005. № 4; Гуманов К. Сделка вне закона // Финанс. № 35, 26 сентября — 2 октября 2006.
  • 3. Ваулина Ю. Принес долги — унес деньги // Эксперт — Волга. 24 сентября 2007. № 35; Без залогов и кредитов // «SmartMoney"/ 01 сентября 2008. № 32; Логвинов М. Кредит доверия // Компания. 5 декабря 2011. № 45; Великанова О. Аппетит возвращается // Эксперт Северо-Запад.: июня 2011. № 2; Логвинов М. Фактор регресса // Компания. 31 октября 2011. № 40.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой