Понятие пропорции и пропорционирования
Принципы неравных отношений (нюанс, контраст) дают возможность членить форму на элементы по степени значимости их в системе целого. Композиционно организованная архитектурно-пространственная форма рассматривается как система соподчиненных элементов, в которых главные и подчиненные элементы взаимно усиливают друг друга, не нарушая единства в целом. Простые отношения — 2:3; 3:4; 2:5; 3:5; 4:5… Читать ещё >
Понятие пропорции и пропорционирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие восприятия, т. е. умение видеть соотношение элементов формы в связи с единством всей композиции — один из основных моментов в процессе изучения отношений пространственных величин.
Известные в архитектурной практике закономерные отношения пространственных величин можно разделить на 2 группы: простые, строящиеся на отношениях простых, целых чисел и иррациональные, получаемые при помощи геометрического построения.
На отношении 1:1 строятся простейшие геометрические формы — квадрат и куб. Кратные отношения — 1:2; 1:3; 1:4; 1:5; 1:6 — дают в прямоугольной форме повторение квадрата целое число раз, меньшая величина в этом случае служит модулем (единицей измерения) большей.
Простые отношения — 2:3; 3:4; 2:5; 3:5; 4:5; 5:6 — содержат в себе модуль, укладывающийся целое и небольшое число раз в каждой пространственной величине, входящей в отношение. Примерами простых отношений могут служить следующие формы: квадрат (1:1), полтора квадрата (2:3), два с половиной (2:5), отношение сторон в египетском треугольнике (3:4:5).
Иррациональные отношения основываются на простой геометрической закономерности их построения. Такими отношениями являются: отношение диагонали квадрата к его стороне; отношение высоты равностороннего треугольника к половине его основания; «Золотое сечение».
«Золотое сечение» делит целое на 2 неравные части пропорционально тогда, когда меньшая часть так относится к большей, как большая к целому (минор к майору, как майор к целому") и наоборот Тождество, нюанс и контраст являются категориями архитектурной композиции и в то же время ее средствами, с помощью которых решаются многие композиционные задачи. Эти категории можно назвать количественно-качественными, так как они выражают сложный процесс накопления количественных изменений в различии форм и перехода их в новое качество.
Тождество. Исходным состоянием при отсчете различия является состояние полного сходства, совпадения, одинаковости, идентичности, т. е. тождества. Принцип тождества положен в основу модульных систем.
Нюанс. Нюансным считают такое отношение, когда явно преобладает сходство при незначительном различии.
Нюансные различия между размерностью отдельных элементов и в интервале между ними служат основой построения ритмических рядов, в том случае, если эти различия нарастают или убывают равномерно.
Контраст. Контрастным считают такое отношение между сравниваемыми объектами, в которых явно преобладает различие.
Представление о контрасте в архитектурной композиции связывается прежде всего с акцентными узлами, доминантами, а также элементами, играющими в композиции особую роль, а поэтому требующими специальных средств для выявления этой роли и обеспечивающих повышенную информативность.
Статика. Динамика. Тождество или нюанс отношений величин по 3-м координатам пространства характеризует относительную статичность.
Контраст в отношениях создает динамику, как бы «зрительное движение» в направлении преобладающей величины. Это в равной степени относится как к объемным, так и пространственным формам.
Соподчинение. Соподчинение — это некая иерархия или упорядоченность неравных отношений.
Принципы неравных отношений (нюанс, контраст) дают возможность членить форму на элементы по степени значимости их в системе целого. Композиционно организованная архитектурно-пространственная форма рассматривается как система соподчиненных элементов, в которых главные и подчиненные элементы взаимно усиливают друг друга, не нарушая единства в целом.