Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личность и ее жизненное пространство

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению некоторых авторов пространство дома является проекцией личностных качеств, черт и свойств. В течение многолетней клинической практики отмечал случаи, когда интерьер и состояние личностного пространства клиентов напрямую свидетельствовали о ранее выявленных в ходе психотерапии дисфункциях личности. Пространство дома — это индивидуальное жизненное пространство человека, которое подвержено… Читать ещё >

Личность и ее жизненное пространство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

То, что у детей большое личное пространство, можно увидеть, наблюдая за их игрой в песочнице. Каждый ребенок сидит в своем углу, наблюдает за действиями соседа, но не стремится непосредственно с ним общаться. Но уже к концу второго года жизни, и особенно с 3 до 5 лет, личное пространство ребенка становится действительно только его личным, «освобождается от матери», уменьшается, он легко общается с другими детьми и подходит намного ближе к другим людям. Ко времени поступления в школу личное пространство у ребенка практически исчезает. Он очень близко подходит и к сверстникам, и к воспитателю. До пубертата (подросткового возраста, периода полового созревания) это расстояние минимально. Но затем оно постепенно увеличивается, и чем старше человек, тем труднее ему завязывать новые отношения. Теперь он комфортно чувствует себя лишь на расстоянии двух вытянутых рук. Ведь именно рукопожатие фиксирует у взрослых ту границу, за которую другой человек не должен заходить.

Проникая в сферу человеческих отношений, в сферу внутренних отношений личности, в проблемы семьи, различных социальных институтов, в организационное управление и т. д. современная психология стремиться охватить все больший круг вопросов, касающихся Жизни личности. Пространство дома личности, организованное определённым образом, становится для человека обстоятельствами его жизни. И эти обстоятельства могут как препятствовать человеку, так и поддерживать его в стремлении стать личностью и реализовать свой потенциал.

Жилище, жилая среда человека во все историко-культурные периоды играли роль психологической «ниши», позволяющей добиться максимального обособления и индивидуализации. Особенно значительна эта роль в современных условиях урбанизации, интенсификации человеческой жизнедеятельности.

Пространство дома — это индивидуальное жизненное пространство человека, которое подвержено законам физики, имеет какое-либо эстетическое значение и т. д. Но все же, самое главное в этом пространстве для человека — это возможность «жить себя», проживать себя аутентично, а значит усиливать свою жизненность.

По мнению некоторых авторов пространство дома является проекцией личностных качеств, черт и свойств. В течение многолетней клинической практики отмечал случаи, когда интерьер и состояние личностного пространства клиентов напрямую свидетельствовали о ранее выявленных в ходе психотерапии дисфункциях личности.

В «Общей психопатологии»: «Жилище, одежда, обстановка — все это несет на себе отпечаток нашего осознанного или неосознанного преобразующего воздействия и может рассматриваться как настоящая эманация человеческой природы» Организующая роль дома проявляется не только в разграничении или объединении частей пространства, но и в воздействии на поведение человека через эмоции и сознание.

В фольклоре и мифах образ Дома является смысловым и пространственно-энергетическим центром, вокруг которого группируются другие мифологемы и образы. В доме всегда кто-то живет. Образ дома очень пластичен. В зависимости от того, кто его населяет, он может обернуться и сказочным дворцом, и лесной хижиной, и избушкой Бабы-Яги, и царевниным теремом.

Общим для представлений о доме является мнение, что дом это личностно значимое пространство, которое соотноситься с личностью, живущей в нем, в ее различных проявлениях. «Архитектура дома создает непосредственное пространство человеческого повседневного существования, его ближайшее пространство в котором человек двигается, ощущает, размышляет, в котором создает произведения-вещи и создается ими Дом всегда остается местом, где находится человек, центром его пространственного бытия. Понятие «Дом» для человека имеет много смыслов, слитых воедино и эмоционально окрашенных:

  • 1. Это и кров, убежище, защита от непогоды и напастей внешнего мира, здесь можно укрыться, спрятаться, отгородиться: «Мой дом — моя крепость» .
  • 2. Это и место жительства, официальный адрес, где человека можно найти, куда можно писать письма, — точка в пространстве социального мира, где он обретается.
  • 3. Это и символ жизни семьи, теплого домашнего очага — грустно, когда дом пуст, когда тебя никто не ждет; тяжко быть бездомным сиротой.
  • 4. Он воплощает также идею интимного, личностного пространства, обиталища человеческого «Я». Вернуться домой — это вернуться к себе: «Я у себя. Заходи ко мне, посидим!»

Для ребенка «быть существующим» — значит занимать определенное место в этом мире. Если нечто есть, то оно обязательно имеет свое место в пространстве. Наличие места является для детей необходимым и достаточным признаком существования.

Для человека Дом может и должен быть тем, что в психологии называется «ресурсным местом». А это значит, что дом, то место, которое предназначено давать внутреннюю опору личности, быть источником ее уверенности в себе и душевной силы. Тогда у человек появиться крепкая опора для того, чтобы справиться с непредсказуемостью и случайностью многих событий и не дрогнуть, зная, на каких китах держится его мир.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой