Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Архитектура Японии IX — XI вв. (период Хэйан)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сэйредэн по своему характеру и архитектурному замыслу близок к Сисиндэн, но отличается от него меньшими размерами (рис. 23). Это прямоугольное в плане здание (длиной 18 м и шириной 9 м) находится в западной части ансамбля и обращено своим главным фасадом на восток. Личные покои императрицы, а так же бытовые помещения расположены в северной части здания. В центре находится небольшой зал для… Читать ещё >

Архитектура Японии IX — XI вв. (период Хэйан) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период IX — X вв. китайское зодчество все еще оставалось образцом для японских строителей, о чем говорит и само название новой столицы, данное ей в подражание китайской столице Чанъань. При застройке японской столицы используется градостроительные принципы Китая, характерные четкостью и и симметричностью планировки.

Подобно древним китайским городам Хэйан был построен на равнине и представлял в плане четырехугольник (около 5,5 км в направлении юг — север и коло 5 км в направлении запад — восток), окруженный глубоким рвом (рис. 19). Широкой дорогой Судзака город разделялся на западную и восточную части. Эта главная магистраль являлась осью города. Она начиналась на юге торжественными воротами Расёмон и по прямой линии доходила до южных ворот императорского дворца, расположенного у северной границы города.

Рынки и храмы, а так же и школы располагались по традиции в наиболее значительных кварталах города.

Подобно другим средневековым городам Дальнего Востока, Хэйан был в основном застроен одноэтажными зданиями.

В течение X в. в Хэйане представители феодальной знати строили для себя жилища, характер которых значительно изменился по сравнению с сооружениями VII — VIII вв., существовавшими в Наре. Жилище знатного человека состояло из целого комплекса зданий, связанных между собой галереями. Главный павильон «синдэн» обычно размещался в центре, а другие здания группировались вокруг него (рис. 20). Позднее порядок размещения зданий изменился.

Основное прямоугольное здание синдэн выходило главным фасадом на южную сторону. С западной и восточной стороны располагались беседки, соединенные легкими галереями, служившими для прогулок в ненастную погоду. К северу от главного павильона для женщин и детей иногда сооружали дополнительные дома, которые соединялись с главным зданием галереей. Вход в жилую усадьбу устраивался с восточной или западной стороны.

Основу зданий составлял легкий деревянный каркас. Все здания были одноэтажными с драночными или дощатыми кровлями. Полы подымались над землей на столбах.

Жилой комплекс такого рода носил название «синдэн дзукури» (стиль павильона сэндэн). Этот типа жилища хэйанской аристократии, отличавшийся изысканной простотой отделки внутренних помещений, был характерен вплоть до XII в. Традиции, сложившиеся в архитектуре жилых зданий этого времени, продолжали развиваться в течение последующих веков.

Императорский дворец Дайдари, согласно китайским градостроительным правилам, расположенный в северной части города на прямоугольной площади, имевшей 1,2 км с запада на восток и 1,4 км с севера на юг, состоял из ряда зданий и парка, обнесенных стеной (рис. 21).

Главным официальным зданием первоначально был Большой государственный зал — Дайгокудэн. Это монументальное здание размером 51×15 м стояло на каменной платформе в глубине парадного двора Тёдоин. Деревянные постройки двора были окрашены в красный цвет, полы выстланы каменными плитами, крыша покрыта зеленой черепицей. В 1277 г. пожар уничтожил это здание.

Сисиндэн после Дайгокудэна стал тронным залом для торжественных церемоний во время восшествия императоров Японии на престол. Это большое деревянное здание (29 м с запада на восток и 22 м с севера на юг) состоит из одного зала, но в плане имеет форму креста благодаря выступающим с четырех сторон галереям (рис. 22). Широкая лестница с 18 ступенями из толстых досок ведет на веранду перед южным фасадом зала Сисиндэн. Высокая массивная крыша «иримоя», крытая кипарисовой дранкой, образует красивую линию скатов. Северная стена зала украшена живописью. Внутри находится трон — возвышение, покрытое черным лаком.

Перед зданием Сисиндэн раскинуто широкое пространство «песчаного сада», имитирующего водную поверхность. Площадь сада покрыта белым песком, около центра лестницы возвышаются апельсиновое дерево и вишня «сакура», огражденные бамбуковой изгородью. Двери ворот и столбы галереи покрыты красным лаком и четко выделяются на белом фоне стен.

Позади переднего зала Сисиндэн расположен второй «песчаный сад» меньшего размера, сооруженный перед вторым зданием — Сэйредэн, служившим личными покоями императора и его семьи.

Сэйредэн по своему характеру и архитектурному замыслу близок к Сисиндэн, но отличается от него меньшими размерами (рис. 23). Это прямоугольное в плане здание (длиной 18 м и шириной 9 м) находится в западной части ансамбля и обращено своим главным фасадом на восток. Личные покои императрицы, а так же бытовые помещения расположены в северной части здания. В центре находится небольшой зал для церемоний. В западной части — кухни и подсобные помещения. Комнаты, выходящие на террасу, отделены от нее столбами и частыми деревянными решетками «ситомидо» между ними.

В архитектуре этих зданий ярко выявлены издавна складывающиеся архитектурно — строительные традиции Японии: свободная компоновка плана, каркасная структура и ее конструктивное осуществление. В пространственной композиции уже полностью осуществлен принцип объединения и разделения отдельных помещений и открытия их их в окружающую среду путем раздвижных и подъемных стен и перегородок.

В IX — X вв. большие изменения происходят и в сооружении культовых зданий. Буддийские храмы в это время строятся в уединенных горных местностях, где тишина густых лесов способствовала мистическим настроениям.

Характерным сооружением этого нового направления в культовой архитектуре Японии может служить монастырь Муродзи, сооруженный в 824 г. около Нары (рис. 24). Это одноэтажное здание с невысокой четырехскатной крышей типа «сотю» стоит на склоне горы. Большим своеобразием отличается и пятиярусная пагода монастыря Муродзи, находящаяся в небольшой площадке среди густого леса, как бы скрывающего его.

В 951 г. была построена пятиэтажная пагода Дайгодзи высотой 36 м, с большими выступами крыш (рис. 25). Она считается наиболее характерной для этого типа сооружения Японии.

В XI в. в японской архитектуре наблюдается значительный отход от китайских строительных принципов. Сооружая храмы или дворцы аристократической знати, японские зодчие вступают в путь самостоятельных решений, которые им диктуются всем укладом жизни японской знати.

Блестящим примером пышной светской перестройки этого времени может служить сохранившийся до наших дней загородный увеселительный дворец, выстроенный в Удзи, около столицы Хэйан, вблизи буддийского храма Бёдоин в 1053 г. Позже дворец был превращен так же в одно из зданий храма и получил название Хоодо (зал птицы Хоо), т.к. в плане имеет форму фантастической птицы Хоо (феникс) (рис. 26 и 27).

Небольшой прямоугольный деревянный павильон расположен на главной оси на низком каменном основании портиком перед центральным входом. Дворец увенчан высокой двухъярусной черепичной крышей с большим выносом, на концах конька возвышаются позолоченные фигуры фантастических птиц Хоо. Все здание дворца производит впечатление легкой, нарядной постройки с четкой завершенностью и уравновешенностью объемов.

Вся постройка с ее открытыми галереями и высокой крышей центрального павильона, отражающимися в пруде, свидетельствует о стремлении придворной знати периода Хэйан к изысканной красоте и отвечает назначению дворца служить для увеселений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой