Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема хронического зрительного утомления машинистов локомотивов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, выявление как субъективных признаков зрительного утомления на основании оценки качества зрительной жизни, так и объективных функциональных отклонений в состоянии зрительного анализатора, а также применение комплекса специальных лечебно — профилактических мероприятий по предупреждению и коррекции функциональных расстройств зрения у лиц, связанных с движением поездов, является важной… Читать ещё >

Проблема хронического зрительного утомления машинистов локомотивов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ПРОБЛЕМА ХРОНИЧЕСКОГО ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ МАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВОВ

Леонова Е.С.

В последние годы многими ведущими отечественными и зарубежными учеными все большее внимание уделяется проблемам изучения качества жизни человека. В практическом плане широкое распространение получило создание систем и технологий обеспечения качества, гарантирующих сохранение достигнутых показателей здоровья в течение длительного времени.

При этом следует признать, что в оценке общего зоровья человека большое значение придается слаженному функционированию всех сенсорных систем организма, среди которых ведущим является зрительный анализатор, ведь именно через него к нам поступает основная информация об окружающем мире.

Современный этап развития промышленного производства характеризуется высокой степенью усложнения деятельности различных категорий специалистов в части информационного воздействия и решения различного рода зрительных задач. И в этом смысле уровень функционирования зрительного анализатора, качество зрительной жизни многих специалистов является интересным не только лично для них самих, но и для общества в целом, т.к. состояние зрительной работоспособности во многих случаях определяет надежность работы операторов, в том числе тех из них, чья деятельность связана с ответственность за жизнь и здоровье других людей.

Роль зрения в производственной деятельности человека изучает наука офтальмоэргономика.

Большой объем исследований посвящен функциональным изменениям зрительной системы и в этом случае офтальмоэргономика тесно связана с новым направлением здравоохранения — восстановительной медициной.

Авторами концепции восстановительной медицины закономерно выделяется два основных направления здравоохранения [1] :

  • — активное сохранение и восстановление здоровых или практически здоровых лиц или лиц, имеющих функциональные расстройства;
  • — медицинская реабилитация больных людей.

Первому направлению, условно названному «здоровье здоровых глаз», в практической медицине, как правило, не придается значения. Однако, если принять во внимание, что во время длительной и напряженной зрительной работы нередко возникают неблагоприятные расстройства зрения, профилактика, выявление и коррекция этих нарушений является чрезвычайно актуальной задачей в рамках офтальмоэргономики [1].

Учитывая, что характер работы на железнодрожном транспорте, особенно у лиц основных профессий отличается высоким и все возрастающим уровнем зрительной нагрузки, сочетающейся с большой степенью ответственности за безопасность движения, нами была поставлена цель исследовать состояние качества зрительной жизни машинистов локомотивов и их помощников на основании субъективных и объективных функциональных показателей зрительной системы.

Как известно, изучение отдельных показателей качества жизни среди населения проводится методами социологических исследований с помощью анкет различного типа. Наибольшее распространение получил метод сбора стандартных ответов респондентов на стандартные вопросы, что обеспечивает суммирование рейтингов, положенных в основу опросников. Так же и при оценке качественного состояния зрительного анализатора основное место отводится исследованию субъективного состояния органа зрения на основании специальных опросников. Данное положение объясняется тем, что результаты обычных объективных измерений (остроты зрения, аккомодации и т. д.) могут быть незначительны, в то время как у человека-оператора отмечаются выраженные жалобы на зрительную усталость.

Зрительная деятельность машиниста имеет ряд особенностей, которые накладывают свой отпечаток на функционирование зрительного анализатора: частое перемещение взгляда и слежение за меняющейся обстановкой, оценка расстояния и размеров отдаленных объектов, необходимость вглядываться в окружающее пространство в условиях плохой видимости, в условиях периодического ослепления. При управлении движущимся составом на оператора активно действуют так называемые «агрессивные поля» в виде рельс и большого числа параллельных одинаковых линий — шпал, «гомогенные поля» — недостаток или полное отсутствие деталей в поле зрения, когда глазу не за что «зацепиться"[2].

Избыточная нагрузка на зрительный анализатор нередко приводит к тому, что люди, обладающие хорошим здоровьем и хорошим зрением (а именно таких людей отбирают в профессии, связанные с движением поездов), испытывают серьезное напряжение на орган зрения и зрительной утомление, вызванное этим напряжением. Так при проведении анкетирования 57 работников (машинистов и их помощников) у 37 (64,9%) из них были выявлены значимые жалобы, характерные для хронического зрительного утомления. При дополнительном функциональном обследовании снижение аккомодационных возможностей выявлено у 10 человек, нарушение темновой адаптации — у 6 человек, появление поздноприобретенной миопии слабой степени — у 4 человек.

Таким образом, всем пациентам с клинически значимыми жалобами, был поставлен диагноз хронического зрительного утомления (астенопии), в некоторых случаях с локализационным уточнением в зависимости от тех патогенетических механизмов, которые лежат в основе процесса (при наличии объективных данных).

Возникновение хронического зрительного утомления — астенопии рассматривается в офтальмоэргономике как преморбидное расстройство зрительной системы, кумуляция которого при отсутствии лечебных мероприятий может привести к заболеваниям зрительного анализатора, что в целом ухудшает остроту, качество зрения и может привести к серьезным затруднениям в работе вплоть до отказа от определенного вида зрительной деятельности, а в более серьезных случаях к ошибкам на рабочем месте, способным повлечь трагические последствия. У лиц с атенопией могут развиваться веготоневрозы, наблюдаться тяжелые расстройства вегететивной нервной системы (особенно регуляции кровообращения головного мозга и дыхания), снижается активность ориентировочных реакций. Психоэмоционалльное состояние человека становится неустойчивым [3].

Учитывая данное обстоятельство, всем 37 пациентам с выявленными зрительными расстройствами, нами проведен курс функциональной коррекции зрения, в конце которого вновь исследовались зрительные функции. Субъективно все пациенты отмечали уменьшение степени проявления или исчезновение тех или иных жалоб, у большинства отмечены и объективные признаки улучшения (повышение аккомадационных функций, восстановление полностью или частично мезопического зрения, исчезновение миопии или уменьшение ее степени).

Таким образом, выявление как субъективных признаков зрительного утомления на основании оценки качества зрительной жизни, так и объективных функциональных отклонений в состоянии зрительного анализатора, а также применение комплекса специальных лечебно — профилактических мероприятий по предупреждению и коррекции функциональных расстройств зрения у лиц, связанных с движением поездов, является важной задачей офтальмологической службы в системе ЛПУ на железнодорожном транспорте. Решить эту задачу возможно только путем создания сети кабинетов функциональной диагностики и коррекции зрения во всех лечебно-профилактических учреждениях сети дорог.

хронический зрительный утомление.

  • 1. Овечкин И. Г., Першин К. Б., Антонюк В. Д. Функциональная коррекция зрения.- Санкт-Петербург. Изд. АСП". — 2003. — 86 с.
  • 2. Офтальмоэргономика: итоги и перспективы Тезисы докладов международного симпозиума, Москва, 13−15 февраля 1991 г. — М. — 1991. — 104 с.
  • 3. Шаповалов С. П., Александров А. С. Материалы к проблеме зрительного утомления операторов видеодисплейных терминалов. — М. Изд." ГВКГ им. академика Бурденко". — 1999. 175 с.
  • 4. Жаров В. В., Конькова Л. В., Егорова А. В. Центр профилактики и лечения близорукости: технология формирования, структура, опыт работы. — Ижевск. 2003. 90 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой