Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности
Проверка ОАО «Белагропромбанка» и его филиалов была проведена комплексно. В результате комплексной проверки банка была установлена достоверность отчетов, представленных Национальному банку; соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам; соблюдения данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Национальным банком… Читать ещё >
Государственное регулирование деятельности ОАО «Белагропромбанк»: принципы, направления, особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Регулирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций — это система мер, посредством которых государство через национальный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за деятельностью ОАО «Белагропромбанк» проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостное и непрерывное регулирование за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством. Регулирование за деятельностью банка основано на таких принципах как:
реальность — зафиксированные операции действительны и подтверждены документально;
полнота — все фактически совершенные операции записаны, ни одна не пропущена;
разрешение — операции санкционированы в соответствии с политикой банка;
точность;
классификация;
учет;
периодизация. [28, с.98].
Аудитором деятельности ОАО «Белагропромбанк» является ОДО «Владаудит» (специальные разрешения (лицензии), выданные: Министерством финансов Республики Беларусь — № 2 200/0495306, срок действия 15.02.2009;15.02.2014 (решение № 432 от 19.12.2008) и Национального банка Республики Беларусь — № 8, срок действия 14.11.2005;14.11.2010 (решение № 11 от 14.11.2005)). Надзор за деятельность банка осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.
Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Национальный банк не управляет ОАО «Белагропромбанком», а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Национальный банк не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Банковский кодекс предоставил Национальному банку правомочия осуществлять банковское регулирование: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.
Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий банка законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Национального банка Республики Беларусь.
В лицензии ОАО «Белагропромбанк» предусматривается перечень операций, выполняемых банком. Выдана на осуществление следующих банковских операций:
- 1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);
- 2. размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- 3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- 4. открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
- 5. осуществление расчетного и кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
- 6. валютно-обменные операции;
- 7. купля-продажа драгоценных металлов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
- 8. привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады (депозиты);
- 9. выдача банковских гарантий;
- 10. доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;
- 11. инкассация наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и иных ценностей;
- 12. выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;
- 13. выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;
- 14. финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
- 15. предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);
- 16. перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам и небанковских кредитно-финансовых организаций. [8, с.43]
Важное значение в работе ОАО «Белагропромбанк» является инспектирование деятельности Национальным банком Республики Беларусь.
Проверка банка и его филиалов была проведена на основании графика проверок, который до начала планируемого года утвержден Советом Директоров Национального банка Республики Беларусь. Внеплановые проверки могут быть проведены и осуществляться по указанию председателя Национального банка Республики Беларусь или его заместителей, курирующих подразделения.
Проверка ОАО «Белагропромбанка» и его филиалов была проведена комплексно. В результате комплексной проверки банка была установлена достоверность отчетов, представленных Национальному банку; соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам; соблюдения данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Национальным банком в соответствии с законом. На основании законодательства Республики Беларусь проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся с периодичностью, необходимой для целей банковского регулирования.
По результатам проверки был составлен акт проверки. Акт проверки был составлен не менее чём в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается руководителю проверенной организации, о чем во втором и третьем экземплярах акта делается соответствующая отметка. Второй экземпляр передается руководителю, назначившему проверку, для рассмотрения и принятия мер, а третий экземпляр остается для учета и контроля в структурном подразделении, проводившем проверку.
Помимо регулирования деятельности ОАО «Белагропромбанк» Национальным банком Республики Беларусь в банке, с целью саморегулирования своей деятельности и за деятельностью своей филиальной сети, создана служба внутреннего аудита, возглавляемая главным бухгалтером банка.
Рисунок 2.2 Структура органов учета и контроля ОАО «Белагропромбанк» .
Главный бухгалтер ОАО «Белагропромбанк» обеспечивает организацию контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках учетно-операционной работы.
При проведении идентификации лиц, совершающих финансовые операции, банк фиксирует их данные с последующим занесением их в специальный журнал регистрации данных о лицах, совершающих финансовые операции.
Журнал ведется отдельно для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Журнал пронумерован, прошнурован и скреплен печатью банка и подписями руководителя и главного бухгалтера банка.
Аналитический учет сделок с производными инструментами ведется по каждой сделке либо по сериям производных инструментов.
Синтетический учет — обобщенное отражение состояния и движения активов и пассивов в денежном выражении на синтетических счетах бухгалтерского учета. [30, с.43].
При составлении бухгалтерской отчетности в ОАО «Белагропромбанк» обеспечиваются полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации активов и обязательств; тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.
Систему внутреннего контроля возглавляет главный бухгалтер, который обеспечивает правильность ведения бухгалтерского учета в банке. С целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности банк периодически привлекает внешних аудиторов для проведения проверок. Внутренний аудит проводится раз в год.