Информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами
Методы обобщенного представления информации на любом из уровней системы связаны с агрегацией информации, под которой понимают процесс обобщения и выделения данных из первичного множества параметров с целью формирования групповых обобщенных характеристик, позволяющих судить о существенных признаках поведения и состояния исходного множества данных. Базовым элементом создания единого информационного… Читать ещё >
Информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Под информационным обеспечением управления земельными ресурсами понимают систему сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях.
В состав информационного обеспечения входят:
нормативные и справочные данные, составляющие информационный базис системы;
текущие сведения, поступающие извне системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритм выработки решений;
накапливаемые оперативные учетные и архивные сведения, необходимые для планирования и развития системы.
Необходимость информационного обеспечения в области управления земельными ресурсами обусловливается следующими причинами:
наличием растущих объемов информации, которую надо обработать в кратчайшие сроки;
необходимостью тщательной проверки поступающей информации (как для принятия самого решения, так и для рассматриваемых альтернатив);
разнородностью, иногда и противоречивостью поступающей информации.
Важнейшие условия организации информационного обеспечения следующие:
агрегация и фильтрация информации;
зависимость степени агрегации от уровня принятых решений;
централизованное управление информационными ресурсами, синхронное поддерживание данных для всех видов и способов использования;
отсутствие необходимости контролировать избыточность данных вследствие их интеграции;
однократный ввод и многократное использование данных благодаря устранению дублирования;
унификация средств организации данных и независимость от их прикладных программ;
обеспечение максимальной полноты сведений для управляющих структур и др.
Выполнение этих условий предусматривает комплексное использование массивов информации при решении разнообразных задач в системах организационного управления.
Неотъемлемой частью современных информационных технологий является создание подсистем, ориентированных на сложный анализ данных и являющихся, по сути, модулями поддержки принятия управленческих решений. Такие подсистемы должны удовлетворять следующим требованиям:
высокая степень функциональной и информационной независимости;
структурно-функциональная схема подсистемы должна охватывать все уровни иерархии организационной системы аппарата управления;
области управления подсистем по возможности не должны пересекаться.
Информационное обеспечение процесса формирования системы управления производится в определенной последовательности.
Последовательность информационного обеспечения процесса формирования системы управления показана на рисунке 7.1.
Информационный ресурс, организованный с учетом структуры органа управления и особенностей процесса принятия решений по всем направлениям его деятельности, в совокупности с пользовательским интерфейсом представляет собой экономико-информационную среду управления.
Высшие органы управления в основном решают стратегические задачи, связанные с перспективным планированием, перераспределением ресурсов, но не могут решать тактических Задач в таком же объеме, как на низших уровнях.
Методы обобщенного представления информации на любом из уровней системы связаны с агрегацией информации, под которой понимают процесс обобщения и выделения данных из первичного множества параметров с целью формирования групповых обобщенных характеристик, позволяющих судить о существенных признаках поведения и состояния исходного множества данных.
В зависимости от свойств обобщенных характеристик и методов их формирования можно выделить три направления агрегации информации: функционально-логическое, аналитическое и статистическое. Первое основано на использовании функциональных и логических связей параметров между собой, а также на их отношениях к состоянию объекта и целевой функции управления.
В результате аналитической агрегации формируются интегральные или экстремальные характеристики множества данных, связанных с ними функциональными зависимостями.
Статистическая агрегация связана с формированием и представлением множества отдельных значений параметров, их статистическими распределениями и характеристиками.
Отфильтрованная (и в случае необходимости агрегированная) информация может быть подвергнута операции сжатия.
Создание комплексной территориальной информационной системы — одна из важных задач в области государственного и муниципального управления территории. Она включает формирование и взаимосогласованное ведение различных ведомственных кадастров (земельный, водный, лесной, градостроительный и др.), реестров, регистров, обеспечивающих органы государственной власти и муниципального управления достоверной и комплексной информацией об объектах среды жизнедеятельности человеческого сообщества.
Базовым элементом создания единого информационного пространства должны стать земельные участки, к которым привязаны здания (сооружения, коммуникации и т. д.), расположенные на соответствующей территории (область, район, город, поселок). Земельные участки формируют «каркас», на который накладываются все другие элементы и события «территориальной среды».
Такой подход облегчает создание титульной системы регистрации прав, которая включает экспертизу юридической чистоты титула и присвоение объекту уникального кадастрового номера. При этом государство гарантирует права на недвижимость, а объекты недвижимости становятся товаром только после государственной регистрации. Для формирования и функционирования земельного рынка требуется четкая идентификация прав собственности и границ земельных участков. Для проведения экономической оценки земель требуются идентификация участка, информация о его границах, площадях и наложенных ограничениях, экологических и пространственных условиях.
Система информационного обеспечения управления земельными ресурсами должна:
сформировать единое информационное пространство;
обеспечить информационную поддержку рынка недвижимости;
создать базу для налогообложения;
поддержать инвестиционные проекты;
быть основой различных геоинформационных систем, в том числе для управления развитием территории.
Для поддержания базы данных в актуальном состоянии определяют периодичность обновления информации, которая, в свою очередь, зависит от скорости ее «старения».
Информацию, содержащуюся в базе данных, с точки зрения периодичности ее обновления делят на три вида:
- 1. Информация, требующая высокой частоты обновления (например, информацию о сделках с земельными участками и иными объектами недвижимости собирают постоянно и обновляют в базе данных ежеквартально).
- 2. Информация, требующая периодического обновления (например, информацию о развитии инженерной и транспортной инфраструктуры, уровне социального и культурно-бытового обслуживания населения, состоянии окружающей среды и иную не часто изменяющуюся информацию обновляют раз в год).
- 3. Информация, требующая обновления по мере ее поступления (например, информацию о балле бонитета почв, технологических свойствах почв, оценочной продуктивности лесных насаждений, кадастровом делении и иную информацию, для получения которой нужны дополнительные исследования или проведение дополнительных дорогостоящих работ, обновляют по мере ее появления).
После соответствующего обмена и получения каждой информационной системой всей необходимой для ее нормального функционирования информации на локальном уровне данные поступают на следующий уровень для анализа и принятия решения по конкретной территории. В самом общем случае эти данные могут поступать как изолированные информационные ресурсы от соответствующих отдельных информационных систем. Данные, полученные в результате аналитической обработки путем традиционного сопоставления представленных факторов, могут стать базисом для формирования обоснованного управленческого решения по соответствующим проблемам рассматриваемой территории.