Сбор аудиторских доказательств и составление рабочих документов по результатам аудита ВЭД
Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет. Аудиторы должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения… Читать ещё >
Сбор аудиторских доказательств и составление рабочих документов по результатам аудита ВЭД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Аудиторы должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
Рабочие документы используются:
- — при планировании и проведении аудита;
- — при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
- — для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.
Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания деятельности хозяйствующего субъекта. Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию. Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.
Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:
- — характер аудиторского задания;
- — требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
- — характер и сложность деятельности аудируемого лица;
- — характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
- — необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
- — конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т. п.). Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.
Рабочие документы обычно содержат:
- — информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
- — выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
- — информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
- — информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
- — доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- — доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;
- — доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
- — анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
- — анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
- — сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
- — доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
- — сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
- — подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
- — копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;
- — копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;
- — письменные заявления, полученные от аудируемого лица;
- — выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
- — копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.
В случае проведения аудиторских проверок в течение ряда лет некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой информации, но остающихся по-прежнему значимыми, в отличие от текущих аудиторских файлов (папок), которые содержат информацию, относящуюся в основном к аудиту отдельного периода.
Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.
Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.
Задача 1
ЗАО «Покупатель» заключило договор поставки товара с российским поставщиком ООО «Поставщик». По договору товар оплачивается с помощью непокрытого аккредитива с отсрочкой платежа Аккредитив исполняется через 20 календарных дней после отгрузки товара покупателю и представлен поставщиком в исполняющий банк подтверждающих отгрузку документов. Сумма поставки товара составляет 129 800 руб., в том числе НДС —? руб. (18%). За открытие аккредитива банку-эмитенту уплачены денежные средства в размере 12 980 руб. Право собственности на товар переходит в момент отгрузки товара со склада поставщика. В бухгалтерском учете ЗАО «Покупатель» будут сделаны следующие проводки.
Содержание операции. | Дебет. | Кредит. |
Банк-эмитент открыл аккредитив по заявлению ЗАО «Покупатель» в пользу ООО «Поставщик» и сообщил об этом в исполняющий банк. | ||
Оплачены услуги банка по открытию аккредитива. | ||
Оприходован поступивший товар | ||
Отражена сумма «входного» НДС. | ||
Сумма НДС предъявлена к вычету. | ||
Затраты по открытию аккредитива включены в стоимость товара. | ||
По истечении 20 календарных дней и при представлении поставщиком необходимых отгрузочных документов в исполняющий банк перечислены денежные средства. | ||
Отражено погашение аккредитива на основании выписки банка-эмитента. | ||
Списан использованный аккредитив. |
В бухгалтерском учете ООО «Поставщик» подлежат отражению следующие проводки.
Содержание операции. | Дебет. | Кредит. |
На основании извещения исполняющий банк открыл аккредитив от ЗАО «Покупатель». | ||
Отражена реализация товаров. | ||
Начислен НДС с реализации. | ||
НДС уплачен в бюджет. | ||
По истечении 20 календарных дней и при представлении необходимых отгрузочных документов в исполняющий банк аккредитив исполнен. | ||
Списан исполненный аккредитив. |
Решение:
В бухгалтерском учете ЗАО «Покупатель» будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции. | Дебет. | Кредит. | Сумма, руб. |
Банк-эмитент открыл аккредитив по заявлению ЗАО «Покупатель» в пользу ООО «Поставщик» и сообщил об этом в исполняющий банк. | |||
Оплачены услуги банка по открытию аккредитива. | |||
Оприходован поступивший товар | |||
Отражена сумма «входного» НДС. | |||
Сумма НДС предъявлена к вычету. | |||
Затраты по открытию аккредитива включены в стоимость товара. | |||
По истечении 20 календарных дней и при представлении поставщиком необходимых отгрузочных документов в исполняющий банк перечислены денежные средства. | |||
Отражено погашение аккредитива на основании выписки банка-эмитента. | 55/1. | ||
Списан использованный аккредитив. |
В бухгалтерском учете ООО «Поставщик» подлежат отражению следующие проводки:
Содержание операции. | Дебет. | Кредит. | Сумма, руб. |
На основании извещения исполняющий банк открыл аккредитив от ЗАО «Покупатель». | |||
Отражена реализация товаров. | 90/1. | ||
Начислен НДС с реализации. | |||
НДС уплачен в б юджет. | |||
По истечении 20 календарных дней и при представлении необходимых отгрузочных документов в исполняющий банк аккредитив исполнен. | |||
Списан исполненный аккредитив. |
Задача 2
Исходные данные. В апреле организацией была продана валюта — 4000 долларов США. Данная операция отражена в учете следующими записями:
Дата. | Курс ЦБ РФ. | Содержание операции. | Сумма, Руб. | Кор. счета. | |
Дт. | Кт. | ||||
21.04. | 26,80. | 1. Дано поручение уполномоченному банку на продажу валюты. | |||
23.04. | 27,0; бирж. — 27,2. | 2. Зачислен на расчетный счет рублевый эквивалент проданной валюты. | |||
23.04. | ; | 3. Отражена разница между курсами продажи валюты. | 91/1. | ||
23.04. | ; | 4. Списаны комиссионные услуги банка за продажу валютных средств. | |||
23.04. | ; | 5. Отражен финансовый результат от продажи валюты. | 91/1. |
Ваша задача: 1. Установите правильность отражения операций по продаже валюты на счетах бухгалтерского учета. В случае необходимости приведите исправительные бухгалтерские записи.
- 2. Подтвердите ваше мнение ссылками на соответствующие нормативные документы.
- 3. Составьте рабочий документ аудитора.
Решение.
Рабочий документ аудитора:
№ п/п. | Объект проверки. | Бухгалтерская запись. | Реком. исправит. записи. | |||||||
по данным БУ. | по данным аудиторской проверки. | Д. | К. | сумма. | ||||||
Д. | К. | сумма. | Д. | К. | сумма. | |||||
№ 2. | 108 800. | 108 000. |
|
|
| |||||
№ 3. | 91.1. | 1 600. | ; | ; | ; | 91.1. | — 1 600. | |||
списана стоимость проданной валюты. | ; | ; | ; | 107 200. | 107 200. | |||||
№ 4. | 1 000. | 1 000. |
|
|
| |||||
№ 5. | 1 600. | — 1 000. |