Бухгалтерский и налоговый учет ремонта основных средств
В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются. Для поддержания их в исправности и предотвращения преждевременного выхода из строя периодически производится ремонт основных средств. Ремонт необходимо отличать от технического обслуживания, поскольку расходы на техническое обслуживание для целей налогообложения в соответствии с пп.6 п. 1 ст.254 Налогового кодекса РФ учитываются в составе… Читать ещё >
Бухгалтерский и налоговый учет ремонта основных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются. Для поддержания их в исправности и предотвращения преждевременного выхода из строя периодически производится ремонт основных средств. Ремонт необходимо отличать от технического обслуживания, поскольку расходы на техническое обслуживание для целей налогообложения в соответствии с пп.6 п. 1 ст.254 Налогового кодекса РФ учитываются в составе материальных расходов, а расходы на ремонт согласно п. 1 ст.260 Налогового кодекса РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Если ремонт связан с устранением как уже возникших неисправностей, так и с заменой деталей до выхода их из строя, то техническое обслуживание не связано с устранением выявленных неисправностей осуществляется с целью поддержать эксплуатационные свойства объекта основных средств.
По объему и периодичности выполнения различают текущий, средний и капитальный ремонт основных средств.
Текущий и средний ремонт представляет собой работы по систематическому и своевременному предохранению объектов основных средств от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии.
При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей, узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов).
Отнесение ремонтных работ к тому или иному виду работ должно быть подтверждено соответствующими документами.
Основными документами при ремонте основных средств являются дефектная ведомость, смета и акт приемки выполненных работ. Если организация проводит планово-предупредительный ремонт, то основанием для проведения такого ремонта является предварительно утвержденный план.
В бухгалтерском учете, согласно п. 23 ПБУ 6/01, когда срок проведения ремонта объекта основных средств превышает 12 месяцев, начисление амортизационных отчислений по данному объекту приостанавливается. Для целей налогообложения амортизация в данном случае продолжает начисляться в обычном порядке.
В бухгалтерском и налоговом учете расходы на ремонт собственных основных средств отражаются в зависимости от способа их отражения, который необходимо предусмотреть в учетной политике.
Нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют организациям выбрать один из возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств:
- — сумма фактических затрат на ремонт может в полном объеме относиться в состав текущих расходов того периода, в котором они были произведены;
- — организация может создавать резерв на проведение ремонта основных средств с последующим списанием расходов за счет созданного резерва.
Организация может выбрать для целей бухгалтерского учета любой из представленных способов учета расходов на ремонт основных средств исходя из специфики своей деятельности, структуры и количества объектов основных средств, периодичности проведения ремонта.
Для целей налогообложения расходы на ремонт основных средств уменьшают налогооблагаемую базу. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены два варианта учета расходов на ремонт основных средств:
- — расходы на ремонт основных средств можно включать в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат;
- — можно сформировать резерв под предстоящие ремонты основных средств для обеспечения в течении двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств.
Во избежание ведения двойного учета расходов на ремонт основных средств можно только одним способом, выбрать и для целей бухгалтерского, и для целей налогового учета единый порядок учета расходов на ремонт.
Учет расходов по ремонту основных средств зависит от того, кто выполняет работы. Если работы выполняет сторонняя организация (подрядчик), то в бухгалтерском учете производятся записи:
Д 20, 23, 25,26 К 60 — стоимость ремонтных работ;
Д 19 К 60 — НДС, включенный подрядчиком в счет за выполненные работы;
Д 60 К 51 — оплата работ;
Д 68 НДС К 19 — списание НДС в зачет бюджету.
Организация имеет право на вычет суммы налога на добавленную стоимость по выполненному ремонту (согласно п. 2 ст.171 НК РФ), если отремонтированный подрядчиком объект основных средств используется для осуществления деятельности, облагаемой данным налогом. При этом вычет возможен при одновременном выполнении следующих условий:
- — работы подрядчиком выполнены (акт сдачи-приемки работ подписан обеими сторонами);
- — сумма налога на добавленную стоимость уплачена подрядчику;
- — имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура подрядчика на стоимость выполненных работ с выделенной суммой налога на добавленную стоимость.
Если организация использует объект основных средств в деятельности, не облагаемой налогом на добавленную стоимость, то сумма налога по ремонтным работам к вычету не принимается, а учитывается в стоимости ремонта (п. 2 ст.170 НК РФ).
Если ремонт основных средств осуществляется собственными силами организации. В бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д10 К60 — приобретены материалы для проведения ремонта;
Д19 К60 — отражен налог на добавленную стоимость по приобретенным материалам;
Д60 К51 — приобретенные материалы оплачены поставщику;
Д68 К19 — предъявлена к вычету сумма НДС по приобретенным материалам;
Д20 (23,25) К10 — отражена стоимость материалов, отпущенных на выполнение ремонта;
Д20 (23,25) К70 (69) — отражены прочие затраты, связанные с проведением ремонта (зарплата рабочих, единый социальный налог).
Вычет НДС по материалам, используемым для ремонта основных средств, осуществляется в общеустановленном порядке по мере оплаты и оприходования материалов, независимо от того, когда будет фактически выполнен ремонт. При этом должны быть выполнены остальные требования, необходимые для применения вычетов.
В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства (обращения) отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных). При принятии организацией решения о создании резерва расходов на ремонт сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств и в бухгалтерском, и в налоговом учете списывается за счет средств указанного резерва.
В случае создания организацией резерва расходов на ремонт основных средств, для целей бухгалтерского учета, в издержки производства включается сумма отчислений, исчисленная исходя из сметной стоимости ремонта, приходящейся на отчетный период. Если резерв расходов на ремонт формируется на год, то величина ежемесячных отчислений равна 1/12 годовой сметы затрат на ремонт. По особо сложным видам основных средств, для которых резерв расходов на ремонт формируется в течение ряда лет, размер отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств определяется исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и утвержденных организацией нормативов отчислений.
В учетной политике для целей бухгалтерского учета следует закрепить не только факт создания самого резерва, также необходимо определить порядок создания резерва расходов на ремонт, нормативы отчислений в резерв и порядок его использования.
Создание резерва расходов на ремонт основных средств отчетного периода производится в расчетной сумме и отражается в учете: Д 20, 23, 25, 26 К 96 «Резервы предстоящих расходов». За счет созданного резерва покрываются фактические затраты на ремонт.
При подрядном способе выполнения ремонтных работ в учете производятся записи:
Д 96 К 60 — цена ремонта;
Д 19 К 60 — НДС;
Д 60 К 51 — оплата;
Д 68 НДС К 19 — списание НДС в зачет бюджету;
при хозяйственном способе:
Д 96 К 10, 70, 69; или Д 23 К 02, 05, 10, 69, 70; и Д 96 К 23.
При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.
Если окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем отчетном году, остаток резерва на ремонт основных средств в отчетном году не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного года: Д 96 К 91.
Конкретный порядок формирования резерва расходов на ремонт основных средств установлен ст. 324 Налогового кодекса РФ. Названный резерв формируется путем отчислений, производимых в течение налогового периода на последний день соответствующего отчетного периода.
Модернизация и реконструкция — это улучшение качественных характеристик основного средства (увеличение его мощности, срока службы). Затраты на модернизацию и реконструкцию основных средств в себестоимость не включаются, а относятся на увеличение их первоначальной стоимости.
Приемка основных средств поступивших после ремонта (реконструкции, модернизации), оформляется специальным актом (форма №ОС-3, утв. постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7).