Кодекс законов Хаммурапи.
Салическая правда
Очень скоро стало очевидно, что полномочия правительства Конфедерации были очень ограниченными (в частности, оно не имело полномочий по налогообложению) и это ослабляло единство нового государства. Другим крупным недостатком стало равное представительство от штатов в Конгрессе Конфедерации, что вызывало недовольство больших и густонаселенных штатов. Критика Статей Конфедерации и необходимость… Читать ещё >
Кодекс законов Хаммурапи. Салическая правда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Решение
Важнейшим источником для изучения общественного строя франков преимущественно Северной Галии в меровингский период является «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале 6 В. еще при Хлодвиге 1. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.
«Салическая правда» делится на главы (титулы, а каждая глава на параграфы.
Большая часть статей в Салической правде посвящена, если использовать современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под деликтом — преступлением понимается, прежде всего, обида, вред, причинённый личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.
Главная цель композиции, штрафа, у германцев — предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междоусобицы, вражды между кланами, дворами, родами и пр., возникающей вследствие «нарушения чести». В Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления в собственном смысле слова, уже упоминаются наказания в виде государственной кары за содеянное, например, за должностные преступления графа, если он «осмелился взять что-нибудь сверх законного» при взыскании долга или отказался восстановить «справедливость и правосудие». Характерно и наказание за эти преступления — смертная казнь, если он не смог «выкупить себя за столько, сколько следует». Содержатся в салической правде и косвенные указания на воинские преступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом «дезертир» Гл. XXX «Об оскорблении словами» влекло за собой штраф.
Говоря о наказаниях в Салической правде, следует отметить чётко выявившуюся тенденцию почти полной замены штрафами всех старых наказаний родового строя. Штраф должен был предотвратить самосуд, затяжные распри. Некоторые статьи Салической правды прямо пресекали самосуд, например, наказывалась попытка самовольно увести чужой скот, причинивший потраву полю Гл. IX «Если раб будет обвинен в воровстве», отобрать своё животное у владельца без суда при «преследовании по следу» вора Гл. XXVII «О различных кражах», и др. Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона Гл. V «О краже коз». Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему.
Смертная казнь через повешение, колесование применялась в качестве наказания в Салической правде в основном к рабам. Она прямо предписывалась в редких случаях за преступления, совершённые свободными, например при поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин гл. XVI «О поджогах». Коллективная ответственность рода сохранялась наряду с коллективной ответственностью общины.
При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещение убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба. Этот убыток расценивался в 1 и 1/3 сол., если раб после побоев в течение 40 дней оставался неработоспособным. При нанесении телесных повреждений свободному, наряду со штрафом, преступник должен был возместить расходы на лечение.
В салической правде существовало понимание форм вины: умысла и неосторожности, покушение на преступление, соучастия, обстоятельств, отягчающих или смягчающих преступление. Так, при «небрежном» причинении свободным вреда животному другого человека по Салической правде следовало простое возмещение ущерба его хозяину. Обстоятельством же, смягчающим вину, было здесь признание лица причинившего вред. Злой умысел, вред, причинённый «по вражде или коварству», влекли за собой более высокий штраф.
В то же время Салическая правда знала ответственность без вины, когда, например, наказывались «скопом» все присутствующие на месте насилия над женщиной, если они были на месте и не знали о насилии гл. XIII «О похищении свободных». Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался, как правило, менее строго, чем исполнитель преступления. Вместе с тем подстрекающий к краже или убийству с помощью подкупа наказывался строже, чем исполнитель преступления гл. XXVIII «О подстрекательстве».
Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести — нападение на спящего, женщину, ребёнка, надругательство над трупом. Ограбление могилы наказывалось штрафом в 200 сол., в то время как открытое нападение на свободного франка с целью ограбления — в 63 сол.
За убийство свободного франка по Салической правде полагался значительный вергельд, равный 200 сол. Меньшим был вергельд за галло-римлянина, если он не был приближённым короля. Вергельд за убийство франка, находящегося на королевской службе, утраивался. Так, за убийство графа, королевского должностного лица полагался вергельд, равный 600 сол. Вергельд понижался до 300 сол., если граф был из полусвободных литов или рабов короля.
Многократно увеличивался вергельд за жизнь королевского дружинника во время военных походов, а также за убийство представителя духовенства. За убийство священника уплачивался вергельд в 600 сол., за убийство епископа — 900 сол.
В Салической правде подробно перечисляются и различные виды телесных повреждений, побоев, оскорблений словом, или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 сол., 200 сол. следовало за кастрацию человека; 100 сол. полагалось за ряд увечий, нанесённых одновременно, и за повреждение языка, лишившее человека способности говорить.
По Салической правде простое оскорбление свободного франка словом — уродом, зайцем, волком, лжецом и другими обидными прозвищами наказывалось штрафом в 3 сол., действием — в 15 сол.
В преступлениях против собственности содержится, прежде всего, длинный ряд статей, касающихся краж различных домашних животных, воровства в поле, в саду. При этом по Салической правде различались кражи, совершённые свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых, одного или нескольких животных. Учитывалось также, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или нет.
Вместе с тем в Салической правде устанавливались наказания и в общей форме, в зависимости от стоимости похищенного имущества или от того, была кража простая или квалифицированная. Соответственно различались три вида краж: на сумму от 2 до 40 динариев, на сумму свыше 40 динариев и кража со взломом или подделкой ключей. Для свободных во всех случаях устанавливался штраф соответственно 15, 35 и 45 сол., рабы же присуждались в первом случае к возмещению ущерба и 120 ударам плетью, во втором — к кастрации или штрафу, в третьем — к смертной казни.
Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды «лучших» людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.
В данной ситуации раб совершил кражу, а его хозяин отказался выдать вора.
В соответствии с главой XL § 6. Салической правды, если раб будет уличен в каком — либо преступлении, истец должен увещевать его господина, если последний окажется налицо, что бы он выдал раба для справедливый пытки; при этом истец должен иметь наготове прутья, из которых каждый по толщине пусть равняется, по крайней мере, мизинцу, и скамью, на которой надлежит разложить раба (для пытки), а так же § 7. Если господин раба будет откладывать пытку, и если раб не будет в отсутствии, истец тотчас же пусть назначит господину срок в 7 суток, в течение которых он должен выдать раба на пытку, затем § 8. Если же и по истечении 7 суток господин замедлит выдачей своего раба, истец должен назначить ему новый недельный срок, так что пройдет 14 суток со времени первого вызова. Далее согласно § 9. Если же и по истечении 14 суток господин не пожелает отдать своего раба на пытку, он принимает на себя всю вину и весь штраф; и не как раб, а как свободный, совершивший этот проступок, принимает на себя весь платеж по закону.
Таким образом, Гильденбранту должен быть назначен срок на выдачу раба. Если Гильденбранту не выдаст раба, то он будет сам отвечать за преступление.
Задача 3. Североамериканские Соединенные Штаты Америки по статьям конфедерации 1781 г. и Конституции 1787 г.
закон хаммурапи салическая правда Решение.
Статьи конфедерации и вечного союза между Штатами Нью-Гемпширом, Массачусетсом, Род — Айлендом и колонией Провиденсом, Коннектикутом, Нью-Йорком, Нью — Джерси, Пенсильванией, Делавером, Мерилендом, Виргинией. Это первый конституционный документ США. Статьи конфедерации были приняты на Втором континентальном конгрессе 15 ноября 1777 года в Пенсильвании. В статьях Конфедерации устанавливались полномочия и органы власти Конфедерации. Согласно статьям, Конфедерация решила вопросы войны и мира, дипломатии, западных территорий, денежного обращения и государственных займов, в то время как остальные вопросы оставались за штатами.
Очень скоро стало очевидно, что полномочия правительства Конфедерации были очень ограниченными (в частности, оно не имело полномочий по налогообложению) и это ослабляло единство нового государства. Другим крупным недостатком стало равное представительство от штатов в Конгрессе Конфедерации, что вызывало недовольство больших и густонаселенных штатов. Критика Статей Конфедерации и необходимость «образования более совершенного Союза» привели к принятию в 1787 году Конституции США, которая заменила Статьи Конфедерации. Конституция действует в США до сих пор. Её принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти — все это требовало создания единого государства.
В Конституции США 1787 года ст. IV определяет отношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством.
Во всех штатах признаётся равная юридическая сила публичных актов, документов и судебных решений другого штата. Конгресс может законодательным путём установить способ установления подлинности таких документов. Граждане всех штатов признаются равными. Граждане одного штата имеют право на все привилегии и свободы, которые принадлежат гражданам других штатов.
Кроме того, данная статья предусматривает порядок выдачи преступников, совершивших измену или преступление. Так, власти штата, в котором данное лицо скрывается, обязаны выдать лицо властям того штата, в юрисдикции которого находится разрешение данного дела.
Аналогичное правило действует применительно к служащим штатов, скрывающимся на территории другого штата. Раздел 3 устанавливает, что в компетенцию Конгресса входит принятие в Союз новых штатов. Однако для учреждения новых штатов на территории уже существующего штата, путём слияния двух и более штатов необходимо согласие Законодательных собраний заинтересованных штатов. США берёт на себя обязанность перед входящими в Союз штатами обеспечивать республиканскую форму правления, безопасность от внешних и, в исключительных случаях, внутренних угроз.
Статья 6, в ней говорится, что конституция и законы США, изданные на её основе, а также международные договоры, составляют правовую систему США. Федеральное законодательство имеет высшую силу по сравнению с законодательством штатов. Так определяется необходимость соответствия законов, договоров Конституции. Судьи в своих решениях связаны, прежде всего, Конституцией, несмотря на то, что в иных законах могут иметься противоречия с ней.
Это же статья предусматривает, что все долги и обязательства, существовавшие до принятия Конституции (т.е. за время действия Статей Конфедерации) сохраняют силу, и что наличие или отсутствие определенных религиозных убеждений не может быть условием для занятий какой либо государственной должности.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права зарубежных стран: в 2 т./ отв. ред. д.ю.н., проф. Н. А. Крашенинниковой. Т.1: Древний мир и Средние века/ Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Триноз.- М.: НОРМА, 2005. 816 с.
Дьяконов И. М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / И. М. Дьяконов // Вестник древней истории. — 2002. — с. 306.
Источниковедение истории Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина. — М., 2003. — с. 390.
Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. — М.: Эксмо, 2010. — с. 686.
Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательства / Под. ред.О. А. Жидкова. Перевод В.И.
Милехина И. В. История государства и права зарубежных стран.-М.: Норма, 2002. — с. 385.