Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Буржуазный характер статьи «Религия» из энциклопедии Д. Дидро

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главным носителем этих идей был выходящий на историческую арену средний слой, по словам М. Вебера это были «не только и не столько капиталистические предприниматели из кругов торгового патрициата, сколько поднимающиеся средние слои ремесленников» Там же, стр. 85. Средневековые этические, политические и экономические рамки уже не устраивали эти классы. Поэтому для дальнейшего развития капитализма… Читать ещё >

Буржуазный характер статьи «Религия» из энциклопедии Д. Дидро (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данную статью можно охарактеризовать как буржуазную, так как религия рассматривается здесь с точки зрения крайнего субъективизма. И явное предпочтение отдается «природной», «естественной» религии — деизму, когда человек в своей деятельности выносит за скобки Бога и основывает жизненные идеалы на сугубо земном, «гуманитарном» мировоззрении. В этом случае, по словам Гвардини, «всё, что может быть выведено из личности, или субъекта, признается окончательным, аналогично тому, как природа стала источником познания, а естественность — ценностным критерием» Р. Гвардини. Конец нового времени; Вопросы философии № 4, 1990; АНСССР Ин-т философии, стр. 139., т. е. деятельность субъекта обращена на окружающий мир и им же и оценивается.

Здесь ещё сохраняется моральный долг перед «высшим существом», но последовательное принятие идей деизма неизменно приводит к атеизму, что мы и видим на примере жизненного пути Дидро.

Деизм характеризует стремление заключить Бога на недосягаемых высотах, освободиться от Его влияния на умы человечества и строить свою жизнь и жизнь общества на основе собственных идей «здравого смысла», доходящих порой до утилитаризма. Бог для них только безличная Первопричина, слишком великая, чтобы опускаться до тварного мира.

В статье ясно проступают основные мировоззренческие идеи Нового времени:

  • · стремление отказаться от навязываемого Богом Откровения, «существование и истинность», которого надо ещё доказать;
  • · обращение к природе, как к самодостаточному источнику естественной истины;
  • · отказ от авторитарного образа мышления, характерного для Средневековья, критическое осмысление действительности, основанное на соображениях собственного рассудка;
  • · «Мир перестаёт быть тварью и становится „природой“; человеческое дело перестает быть служением Творцу, и само становится „творением“, „творчеством“, человек, прежде слуга и раб, становится „созидателем“ Там же, стр. 140.

Макс Вебер в статье „Протестантская этика и дух капитализма“ пишет о существовавшей » на заре капиталистического развития" «связи между умением людей приспособиться к капиталистическому производству и их религиозной направленностью» Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост. общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.; Прогресс, 1990. — 808 с. — Социологич. мысль Запада. стр. 84. Необходимое при капитализме отношение к своей профессии как к «призванию», как к непреложному долгу и единственному смыслу существования безусловно требовало религиозной основы. Один из ярких проповедников «духа капитализма» Б. Франклин — «деист без какой-либо конфессиональной направленности» Там же, стр. 75. и, что характерно, сын строгого кальвиниста, любившего повторять: «Видел ли ты человека, проворного в своем деле? Он будет стоять пред царями» Там же, стр. 76. Именно религиозные плоды Реформации заложили основу для такого отношения человека к своей мирской деятельности. В Средние века «свободное приобретательство» было «этически индифферентным» Там же, стр. 79. явлением, и только Реформация возвела в абсолют «мирской профессиональный труд и религиозное воздаяние за него» Там же, стр. 99. Лютер в ходе своей проповеднической деятельности всё более склонялся к тому, что «выполнение мирских обязанностей служит при любых обстоятельствах единственным средством быть угодным Богу, что это — и только это — диктуется божественной волей и что поэтому все дозволенные профессии равны перед Богом» Там же, стр. 98.

Главным носителем этих идей был выходящий на историческую арену средний слой, по словам М. Вебера это были «не только и не столько капиталистические предприниматели из кругов торгового патрициата, сколько поднимающиеся средние слои ремесленников» Там же, стр. 85. Средневековые этические, политические и экономические рамки уже не устраивали эти классы. Поэтому для дальнейшего развития капитализма необходим был революционный переворот сознания, который и произошел, ознаменовав собой начало Нового времени.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой