Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификация потенциально опасных объектов с угрозой возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Паспорт безопасности разрабатывается на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае… Читать ещё >

Классификация потенциально опасных объектов с угрозой возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Классификация потенциально опасных объектов осуществлена по иерархическому методу последовательным делением объектов на классификационные группировки. В качестве признака деления объектов на классы использован основной вид опасности объекта (радиационная, химическая и т. д.). Объекты разделены на следующие классы:

  • 1. Радиационно опасные объекты
  • 2. Химически опасные объекты
  • 3. Взрывои пожароопасные объекты
  • 4. Опасные транспортные средства
  • 5. Опасные технические сооружения.

Деление на классы является чисто условным, поскольку чрезвычайные ситуации на многих объектах носят комплексный характер и порождают различные поражающие факторы. Поэтому некоторые из объектов можно отнести к одному из двух разных классов. При классификации объектов с несколькими поражающими факторами следует учитывать прежде всего доминирующий фактор.

Система критериев

категорирования потенциально опасных объектов по уровню угроз техногенного, природного и террористического характера и степени их защищенности от этих угроз, а также оценки эффективности мероприятий физической защиты и охраны опасных объектов.

I. Для категорирования потенциально опасных объектов используются общепринятые в данной сфере критерии и два основополагающих определения:

чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайные ситуации различают по характеру источника (природные, техногенные, биолого — социальные и террористические) (ГОСТ Р 22.0.02−94);

потенциально опасный объект — объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологическ ие вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02−94).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» («Собрание законодательства Российской Федерации», 23.09.1996, № 39, ст. 4563) определены параметры, характеризующие масштаб чрезвычайной ситуации. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

В соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденными приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105 («Российская газета» № 71, 12.04.2003 г.) (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2003 г., регистрационный № 4291), введены классы опасности потенциально опасного объекта, устанавливаемые по результатам прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций:

  • 1 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;
  • 2 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;
  • 3 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;
  • 4 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;
  • 5 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

Согласно указанным критериям, категорирование потенциально опасных объектов проводится по четырем параметрам (i, j, k, l).

Категорирование по типу угроз (i):

I — техногенного характера;

II — природного характера;

III — террористического характера.

Категорирование по физической природе опасного вещества или фактора — источника ЧС (j):

A — ядерно и/или радиационно опасные;

B — пожаровзрывоопасные;

C — химически опасные;

D — биологически опасные;

Е — гидродинамически опасные.

Категорирование по масштабам угроз (k) осуществляется в соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения по пяти классам опасности потенциально опасного объекта.

Категорирование по степени защищенности от угроз техногенного, природного и террористического характера (l) осуществляется по результатам оценки готовности объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий, проводимой в соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения.

При этом используются три категории:

  • 1 — защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям менее чем на 50%;
  • 2 — защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 50% и более, но менее чем на 80%;
  • 3 — защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

Пример: показатель О (IA33) — характеризует защищенность потенциально опасного объекта к воздействию угроз техногенного характера, объект является ядерно и/или радиационно опасным, в результате аварии на нем возможно возникновение территориальной чрезвычайной ситуации, защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

Предложенные критерии категорирования потенциально опасных объектов являются «рамочными», их дальнейшую детализацию с учетом специфики объекта и конкретизации угроз необходимо осуществлять ведомственными нормативными актами.

II. Эффективность мероприятий физической защиты и охраны потенциально опасных объектов определяется:

наличием и состоянием технических систем контроля, предупреждения и защиты от аварийных ситуаций;

видом охраны (войсковая, вневедомственная, ведомственная);

наличием и состоянием инженерно-технических средств охраны;

эшелонированием всех видов охраны и технических средств обеспечения безопасности.

Наиболее общим критерием, характеризующим эффективность мероприятий физической защиты и охраны потенциально опасных объектов от угроз террористического характера, является вероятность непроникновения террористов на данный объект. Определение количественных показателей данного критерия требует использования типовых моделей воздействия, моделей охраны, обороны и функционирования, как самого объекта, так и его технических систем контроля, предупреждения и защиты от аварийных ситуаций.

В большинстве случаев эта задача трудноразрешима, поэтому в качестве критерия предлагается использовать показатель степени оборудования объекта средствами физической защиты и охраны. При этом используются три категории состояния оборудования объекта указанными средствами:

  • 1 — оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям менее чем на 50%;
  • 2 — оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям на 50% и более, но менее чем на 80%;
  • 3 — оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

При определении предъявляемых требований необходимо учитывать:

рациональное размещение объектов, их зданий и сооружений;

обеспечение надежной защиты персонала объекта;

повышение надежности инженерно-технического комплекса объекта;

исключение или ограничение поражения вторичными факторами;

обеспечение надежности и оперативности управления производством;

организацию надежных производственных связей и повышение надежности системы электроснабжения;

подготовку объекта к переводу на аварийный режим работы;

подготовку к восстановлению нарушенного производства.

Порядок проведения анализа уязвимости систем физической защиты и охраны потенциально опасного объекта и требования к ним должен определяться в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке достаточности мероприятий по физической защите и охране предприятий и организаций от существующих и прогнозируемых диверсионных и террористических угроз внутреннего и внешнего характера» утвержденными приказом Минпромнауки России от 29 мая 2002 г. № 145 На объектах Минобороны России требования к физическим средствам защиты и охраны определяются в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 г. № 448/12/1789 «Руководство по оснащению объектов Министерства обороны Российской Федерации техническими средствами охраны и их эксплуатации». Разработан и находится в стадии согласования с заинтересованными органами военного управления проект «Единого порядка проведения анализа уязвимости ядерно-опасных объектов Минобороны России и оценки эффективности действующих и проектируемых средств физической защиты этих объектов».

На объектах Федерального агентства по атомной энергии требования к физическим средствам защиты и охраны определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.97 № 264 «Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» и Положением об общих требованиях к системам физической защиты ядерно-опасных объектов Минатома России.

  • 1. Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол № 4, подпункт 5а).
  • 2. Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Паспорт безопасности разрабатывается на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайной ситуации.
  • 3. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:

определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций (далееЧС) для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения ЧС на опасном объекте;

оценки возможных последствий ЧС на опасном объекте;

оценки возможного воздействия ЧС, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению ЧС и готовности к ликвидации ЧС на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на опасном объекте.

  • 4. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.
  • 5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.

Переоформляется паспорт безопасности опасного объекта через 5 лет, а также при изменении сферы деятельности, реконструкции, модернизации технологических процессов объекта.

  • 6. При заполнении форм паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.
  • 7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах.

Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте. Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).

8. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:

титульный лист;

разделы:

«Общая характеристика опасного объекта»;

«Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций»;

«Характеристика аварийности и травматизма»;

«Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

последний лист, содержащий подписи разработчиков.

К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных ЧС на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

  • 9. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС.
  • 10. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных ЧС и индивидуального (потенциального) риска:

зона последствий возможных ЧС — зона действия поражающих факторов, возникающих при ЧС;

индивидуальный риск — частота возникновения поражающих воздействий, определенного вида в определенной точке пространства;

потенциальный (территориальный) риск — распределение частоты реализации поражающих факторов возможных ЧС на территории объекта и за его пределами в виде изолиний индивидуального риска.

Построение изолиний риска осуществляется от максимально возможных значений до 10*10 -7 год —1.

  • 11. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.
  • 12. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.

Разработка расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.

  • 13. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.
  • 14. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития ЧС.
  • 15. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения ЧС, если источником ЧС являются аварии или ЧС на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.
  • 16. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:

титульный лист;

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

аннотация;

содержание (оглавление);

задачи и цели оценки риска;

описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;

методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска ЧС;

описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

результаты оценки риска ЧС, включая ЧС, источниками которых могут явиться аварии или ЧС на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;

анализ результатов оценки риска;

выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;

рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на опасном объекте.

  • 17. С учетом показателей степени риска и сравнительного анализа с установленными показателями приемлемого риска на опасном объекте разрабатываются мероприятия по предупреждению ЧС и снижению риска (при превышении установленных показателей приемлемого риска для данного типа объектов).
  • 18. К проверке соответствия разработанных паспортов безопасности опасных объектов установленным требованиям, целесообразно привлекать специализированные организации, участвующие в установленном порядке в экспертизе деклараций промышленной безопасности в части предупреждения, локализации и ликвидации ЧС.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой