Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Архитектура Среднего Царства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

От расположенной в долине молельни вела наверх дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами; она имела в длину 1200 м, а в ширину 33 м. Вдоль стен по обеим сторонам дороги были посажены деревья и установлены статуи фараона. Постепенно поднимаясь, дорога подводила к массивной стене, окружавшей большой двор. От двора к храмовому комплексу вела широкая аллея, обрамленная… Читать ещё >

Архитектура Среднего Царства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цари XII династии Среднего царства продолжили строительство пирамид. Они начали строить их к югу от Саккары, недалеко от сегодняшнего Лишта, Дашура и Файюмского оазиса. Осталась без изменений планировка комплекса пирамиды: нижний храм, дорога восхождения, заупокойный храм, пирамида и пирамиды-спутницы. Однако, внутреннее устройство пирамиды стало иным. Вход в пирамиду фараона Сенусерта II находится на южной стороне. Фараон нарушил древнюю традицию, его преемники тоже перестали следовать древнему обычаю ориентации на север, в сторону Полярной звезды.

Последний великий фараон Среднего Царства Аменемхет III построил две пирамиды: одну в Гаваре, вторую — в Дашуре. Первая имела высоту 58 м при длине стороны основания 101 м. Пирамида возвышалась на берегу Меридова озера, которое было значительно полноводнее, чем сейчас. Интерес представляет погребальная камера фараона. Она была вырублена в скале, послужившей ядром пирамиды.

Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма. В 2050 году до н. э. Ментухотеп I, основатель XI династии, вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столицей своего государства он избрал город Фивы в Верхнем Египте и сразу приступил к строительству гробницы на западном берегу Нила, напротив своего дворца, расположенного на восточном берегу реки, на месте сегодняшнего Дейр-Эль-Бахри. При строительстве гробницы фараон объединил традиции древних строителей пирамид и местные обычаи погребения в глубине скалы. Перед заупокойным храмом находился просторный двор, от нижнего храма сюда вела дорога восхождения фланкированная стенами. Верхнего перекрытия не было. После двора дорога была обсажена кипарисами. В глубине возвышалась скальная терраса, на которой стоял заупокойный храм фараона, в свою очередь составленный из двух ступенчатых террас, окруженных крытыми колоннадами. О монументальном зодчестве первой половины Среднего царства можно судить на основании заупокойного храма Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Большая гробница царя Одиннадцатой династии Небхепетры-Ментухотепа была вырезана в скале в Дейр-эль-Бахри. Он был построен на западном берегу Нила невдалеке от Фив, у подножья высоких скал. Этот необычный памятник производил яркий архитектурный эффект; он красноречиво свидетельствует о таланте неизвестного архитектора, который спланировал его в полной гармонии с окружающим ландшафтом. Несомненно, сама природа — пустыни и вздымающиеся скалы Дейр-эль-Бахри — повлияла на план. На вершине западных скал находится любопытная «природная пирамида», которую по-арабски называют «эль-Карн» (рог). Древние египтяне звали ее «Священной горой» или «Вершиной Запада». Она была посвящена богине Меритсегер — «Той, что любит молчание».

В центре верхней террасы на крыше храма стояла маленькая пирамида с основанием 20X20 м. За храмом начинался небольшой двор с колоннадой и в нем был укрыт вход в погребальную камеру. Сама гора, в глубине которой находилась усыпальница фараона, имела форму огромной пирамиды. Таким образом, мумия фараона находилась как бы внутри пирамиды, возведенной самой природой. Внутрь маленькой пирамиды со двора перед храмом вел коридор. В конце коридора находилась скальная погребальная камера, в которой археологи обнаружили тронную статую Ментухотепа I. Фараон был одет в традиционные наряды праздника «сет». Статуя была запелёнута наподобие мумий. Исследователи пришли к заключению, что это символическая гробница фараона, но возможно, это так называемая могила Осириса, существование которой связано с образом «возрождения» фараона. В западной части скальной террасы были найдены шесть маленьких гробниц с саркофагами царских жен и дочерей. Архитектурный ансамбль гробницы фараона Ментухотепа I в Древнем Египте единственный в своем роде. Цари следующей, XII династии Среднего царства возвратились к традициям Древнего царства и продолжили строительство пирамид. Свои пирамиды они начали строить к югу от Саккары, недалеко от сегодняшнего Дашура, Лишта и Файюмского оазиса.

Планировка комплекса пирамиды осталась без изменений: нижний храм, дорога восхождения, заупокойный храм, пирамида и пирамиды-спутницы. Иным стало внутреннее устройство пирамиды. Углы фундамента стали соединять стенами, по диагонали основания возводились каменные перегородки, к которым под косым углом пристраивали с двух сторон поперечные каменные стенки. Полученный таким образом каркас пирамиды заполняли камнями, которые «добывали» из захоронений Древнего царства. Позднее для этой цели стали применять кирпичи и щебень. Снаружи пирамиду выкладывали тщательно отшлифованными известняковыми плитами. Система внутренних коридоров и галерей пирамиды стала очень сложной и запутанной, превратилась в настоящий лабиринт. Наверное, это было связано с борьбой против грабителей, но возможно, здесь сказались и новые представления о загробном мире, согласно которым усопший уже не возносится на небо, а пробирается в царство Осириса, страну мертвых, по сложному и опасному пути.

От расположенной в долине молельни вела наверх дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами; она имела в длину 1200 м, а в ширину 33 м. Вдоль стен по обеим сторонам дороги были посажены деревья и установлены статуи фараона. Постепенно поднимаясь, дорога подводила к массивной стене, окружавшей большой двор. От двора к храмовому комплексу вела широкая аллея, обрамленная колоссальными статуями фараона, возвышавшимися за двором, на скалистой террасе. Переднюю, часть комплекса храма образовывал многоколонный (гипостильный) зал, перед которым находился открытый портик с двумя рядами столбов. На гранитных столбах портика было высечено имя фараона Ментухотепа I; составлявшие его иероглифы были окрашены в желтый и синий цвет. Известняковые плиты, облицовывавшие стены портика, были покрыты цветными рельефами, рассказывавшими о военных подвигах и охотах царя. Посередине портика находился пандус, обсаженный сикоморами, который вел к расположенному на более высоком уровне второму портику, окружавшему колонный зал. Портик был образован двумя рядами четырехгранных высеченных из песчаника столбов, превышавших по величине столбы первого портика. На столбах были высечены рельефы. В работах над рельефами храма принимали участие скульпторы Иртисен и его сын Сенусерт. Дверь в восточной стене портика вела в многоколонный зал, перекрытие которого опиралось на 140 восьмигранных колонн. Посреди зала на открытой площадке возвышалась пирамида, сложенная из каменных глыб. В западной, лишенной портика стене зала, окружавшего пирамиду, находилась дверь, ведшая в открытый двор, обнесенный колоннадой. За двором находился зал, перекрытие которого опиралось на 80 столбов. Этот зал освещался только спереди. За залом располагалось вырубленное в скале темное святилище с алтарем и наосом, покрытых рельефами. Дверь в восточной стене портика вела в многоколонный зал, перекрытие которого опиралось на 140 восьмигранных колонн. Посреди зала на открытой площадке возвышалась пирамида, сложенная из каменных глыб. В западной, лишенной портика стене зала, окружавшего пирамиду, находилась дверь, ведшая в открытый двор, обнесенный колоннадой. За двором находился зал, перекрытие которого опиралось на 80 столбов. Этот зал освещался только спереди. За залом располагалось вырубленное в скале темное святилище с алтарем и наосом, покрытых рельефами. В заупокойном ансамбле фараона Ментухотепа I тип скальной гробницы, свойственный погребениям его предков — фиванских номархов, сочетается с обязательной для фараонов предшествующего периода гробницей в форме пирамиды, помещенной здесь в центре его заупокойного храма. При этом в отличие от пирамид Древнего царства и пирамид фараонов последующей, XII династии, пирамида в комплексе Ментухотепа I лишена погребальных функций и является памятником, символизирующим величие фараона. К погребальному монументу можно было пройти через нижний храм, находившийся на краю обработанной земли, по открытой дороге, которая шла на запад на протяжении 1200 метров. У стен дороги на расстоянии 10 метров друг от друга стояли статуи фараона в облике бога Осириса. Западный конец дороги заканчивался большим двором, который с севера, юга и востока был огорожен высокими стенами, а с запада — поднятой платформой храма-пирамиды.

Во дворе находилось множество круглых ям, в которые некогда были высажены тамарисковые деревья. Обе стороны пандуса в конце дороги обрамлял ряд из четырех сикомор. В холодной тени каждого из сикоморовых деревьев восседала статуя фараона и находился небольшой алтарь для приношений.

В общем и целом здание представляет собой платформу в виде буквы Т, вырубленную из скалы с перекладиной на востоке и длинным концом, уходящим в ущелье в западных скалах. Основа платформы была облицована высококачественным известняком и украшена рельефами, изображавшими доблесть фараона в войне. Рельефы были защищены колоннадой, которую поддерживал двойной ряд квадратных колонн.

В центре поднятой платформы вздымался большой прямоугольный пьедестал или подиум, на вершине которого находилась пирамида — сплошная постройка из каменной кладки без коридоров и комнат. Пьедестал пирамиды был замаскирован крытым строением, которое со всех сторон поддерживали квадратные колонны. Здание, в свою очередь, также окружала крытая колоннада, снаружи открытая, с тремя рядами восьмиугольных колонн спереди и по бокам и двумя рядами сзади. На длинной «ручке» буквы Т стояло квадратное здание, позади которого находился двор с колоннадой. (Здесь, в центре пола двора, был скрытый вход в гробницу.) Сзади находился зал с гипостилем, крышу которого поддерживали восемьдесят восьмиугольных колонн. Западный конец этого зала доходил до поверхности скалы, где была вырублена ниша, в которую поставили статую фараона.

Очевидно, первоначальный план этой удивительной постройки был более скромным. Строители сделали шесть погребальных шахт и молельни для женщин королевского дома прямо к западу от подиума, и дамы действительно были здесь похоронены. Однако план изменился и храм-пирамида протянулся далее на запад; стена, отделявшая пирамиду от двора, закрыла рельефы в молельнях женщин, и мощеный пол практически скрыл шахты — именно поэтому они сохранились. Из гробниц этих царственных особ происходят те чудесные известняковые саркофаги с живыми рельефами, которые теперь можно видеть в Каирском музее.

Проход, который вел в погребальную камеру царя, спускался к западу и кончался далеко под скалой в облицованной гранитом комнате. Здесь стояла молельня, построенная из гранита и алебастра, в которой должна была храниться мумия фараона, покоившаяся в расписном деревянном гробу. Когда археологи открыли молельню, они не нашли никаких следов гроба или тела царя; в комнате были лишь две небольшие деревянные модели ладей, множество луков, несколько сломанных скипетров и множество погребальных конусов (конических предметов, на которых были начертаны имена и титулы царя).

Близ юго-восточного угла большого двора, перед храмом-пирамидой находится ложное погребение царя Небхепетра-Ментухотепа. Оно, очевидно, соответствует Южной гробнице Джосера и вспомогательной пирамиде пирамид Древнего царства. Открытие этого погребения произошло при весьма интересных обстоятельствах. В 1900 г. Говард Картер, тогда генеральный инспектор Департамента древностей, ехал на лошади по долине Дейр-эль-Бахри вблизи храма-пирамиды Ментухотепа. Земля стала проваливаться под ногами коня. Осмотрев отверстие, Картер заметил следы каменной кладки и решил, что это должен быть вход в гробницу. Он решил раскопать ее и некоторое время спустя обнаружил, что это действительно был входной коридор, а запечатывавшие его глинобитные кирпичи не тронуты. Оказалось, что в этой «гробнице» находились большая статуя фараона из расписного известняка и остатки погребального инвентаря, однако погребения тут не было. Статуя была завернута во множество слоев льна и положена на бок — другими словами, с ней обошлись как с «заместительницей» настоящей мумии.

Другая находка, связанная с этой пирамидой, была еще более впечатляющей. Весной 1923 г. экспедиция Метрополитен-музея обнаружила гробницу с погребальной камерой под храмом фараона. Очевидно, она была подготовлена для членов царской семьи или же для высших чиновников двора, однако в ней находились тела шестидесяти человек; все они были подготовлены для погребения самым простым способом. Исследование показало, что это были павшие в битве воины; у многих из них в ранах все еще торчали стрелы. Возможно, это были бойцы армии фараона, убитые в какой-то чрезвычайно важной битве. Не исключено, что это была та самая решительная битва против Гераклеополя, которая сделала Небхепетра — Ментухотепа властителем всего Египта. Простая ткань, в которую они были обернуты, говорит о том, что это были обычные воины, а не офицеры. Царь настолько чтил их самопожертвование, что решил похоронить их в пределах своего собственного храма-пирамиды, чтобы они могли быть с ним в его будущей жизни.

Моделью для архитектора Ментухотепа послужила «Вершина Запада», однако нельзя сомневаться, что Сенмут, великий архитектор царицы Хатшепсут, взял памятник Ментухотепа в качестве образца для прекрасного храма, который он построил для своей царственной возлюбленной. К несчастью, он, видимо, использовал древний монумент не только как образец, но и как каменоломню, и, таким образом, все, что сегодня от него осталось, — это скала-фундамент, фрагменты множества колонн портика и зал с гипостилем, а также основание пирами.

Архитектура Среднего Царства.

Заупокойный комплекс Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари.

Следует помнить, что пирамида Ментухотепа была частью его огромного храма и, в отличие от более древних пирамид, не была постройкой, использовавшейся в качестве гробницы с камерами и коридорами внутри ее или под ней.

Главное внимание зодчего было направлено на построение внешнего объема и фасада сооружения, и хотя по сравнению с Древним царством роль интерьера усилилась, но внешний вид еще доминирует. Снаружи памятник представляет собой единую, цельную композицию, чего еще нет в интерьере. Проход к задней части храма прегражден пирамидой. Задняя часть храма с внутренним двором и колоннадой была изолирована от передней части. Она состоит из ряда расположенных по продольной оси помещений, отделенных друг от друга глухими стенами с небольшими дверями, причем двери были сдвинуты с центральной оси. Как и в заупокойных ансамблях Древнего царства, линия движения во внутренних помещениях храма несколько раз ломается. По сравнению с памятниками Древнего царства в храме Ментухотепа можно отметить уменьшение общей величины сооружения и усложнение его архитектурной композиции. В Древнем царстве не было такого памятника, где открытые портики представляли бы собой основной мотив архитектуры всего комплекса. Устройство колоннады на фасаде сооружения также было важным новшеством. Храм Ментухотепа сыграл большую роль в истории египетского зодчества. Но на архитектуру непосредственных преемниов Ментухотепа комплекс в Дейр-эль-Бахри почти не повлиял, и они продолжали возводить ансамбли в традициях Древнего царства.

Индивидуализм египтян проявился, прежде всего, в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Наряду с пирамидами, которые, по сути, копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. Это хорошо сохранившийся храм периода между Древним царством и великими храмами XVIII династии и является заупокойным храмом двух царей, Ментухотепа II, который начал строительство, и Ментухотепа III, который его завершил. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменхотепа III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72 000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы подрастительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе. Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными. Областная знать в эту эпоху наряду со старыми, но сильно уменьшенными в размерах типами мастаб начинает сооружать и новые, комбинированные типы гробниц. Сохранившиеся в Абидосе гробницы этого типа сооружены наподобие храма Ментухотепа. Они сочетают в своей архитектуре принципы мастабы и пирамиды. В целом же областная знать и приходящие к власти зажиточные свободные не тянутся за классическими типами гробничных сооружений эпохи Древнего царства, которые были возрождены фараоном и его двором. Все больше начинают высекать гробницы в скалах, причем в их архитектуре обязательно участвуют колонны. Египетские зодчие этой эпохи очень любят новый тип так называемой «протодорической колонны». Этот тип колонны получился путем отсечения углов простого квадратного столба; вначале было получено восемь граней у столба, а затем путем дальнейшего отсечения углов — шестнадцать. Гробницы в скалах с характерным портиком, украшенным протодорическими колоннами, являются новым замечательным произведением искусства Среднего царства.

Около 1991 г. до н. э. династию Ментухотепов сменил новый царский дом Двенадцатой династии. Фараоны этой династии носили имена Аменемхет и Сенусерт. Эта семья, которая, с одной стороны, происходила с юга, должна была быть очень влиятельной в Фивах. Возможно, что первый царь, Аменемхет I, первоначально был визирем при последнем Ментухотепе, однако мы пока не знаем, как именно произошла смена династии.

Цари новой династии были могущественными, способными и дальновидными монархами. Они сочли, что резиденция нового правительства должна быть у верхушки Дельты, там, где сходятся «Обе Земли», и поэтому они перенесли свою столицу на новое место в нескольких милях к юго-западу от Мемфиса. Новый город называли Иттауи. Свой дворец они построили на месте, господствовавшем не только над долиной Нила, но и над Фаюмским оазисом. Раньше он был всего лишь неосушенным болотом у берега Меридского озера, но новая царская семья, энергично взявшись за дело, превратила его в одну из самых плодородных областей Египта, проведя обширные ирригационные работы и построив систему дренажа.

Аменемхеты и Сенусерты из Двенадцатой династии также оставили южный некрополь у западных Фив и строили свои гробницы — в древней форме пирамиды — или на восточном, или на западном углу той полоски пустыни, что отделяет долину Нила от Фаюма. Таким образом, их пирамиды находились или по соседству с величественными монументами Снофру в Дахшуре или на краю Фаюмского оазиса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой