Повышение качества продукции имеет большое значение для потребителя, изготовителя и экономики в целом.
Выпуск качественной продукции способствует увеличению реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Если продукция является общепризнанной по качеству, то фирме не обязательно затрачивать большие средства на рекламу или делать дорогую упаковку, привлекающую покупателей.
Интересы изготовителя в повышении качества продукции заключается в следующем:
Продвижение своих товаров на новые рынки, расширение доли рынка;
- — повышение производительности труда за счет устранения недостатков технологических процессов, снижения уровня дефектности;
- — снижение риска потерь в период гарантийного обслуживания;
- — получение более высокой прибыли.
Для изготовителя качество продукции является определяющим во всей производственно-хозяйственной деятельности, но при этом процесс повышения качества должен быть ориентирован на потребителя. При решении этой задачи изготовителю необходимо выполнить следующее:
- — выявить потребителей и определить их требования к продукции;
- — преобразовать требования потребителя в технические условия;
- — определить этапы технологического процесса изготовления продукции, выработать критерии процесса;
- — оценить результаты и степень удовлетворенности потребителя.
Потребителю важно получить:
- — пригодное к применению и надежное изделие;
- — качественный и своевременный технический сервис;
- — соответствие цены характеристикам изделия или продукци.
Обычно повышение качества продукции сопровождается увеличением затрат на ее создание, но эта тенденция может быть уменьшена использованием достижений научно-технического прогресса, повышением уровня организации производства и производительности труда. Моральное старение продукции также приведет к относительному падению его качества, хотя стоимость продукции остается неизменной.
Недостаточный уровень качества может привести к экономическим и социальным последствиям:
- — потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа;
- — потери в производственной инфраструктуре;
- — дополнительные затраты на ремонт техники;
- — потери природных ресурсов в результате применения низкокачественных машин;
- — дефицитность продукции;
- — падение престижа продукции, изготовленной на национальных предприятиях;
- — недостаточное удовлетворение потребностей — производственно-технических и личных.