Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ориентирование по аромату нектара, запахам

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В экспериментах, проведенных Я. Фри, было установлено, что, хотя окраска цветков важна, еще большее значение имеет их запах. Это интересный факт, поскольку молодые пчелы, очевидно, учатся различать запахи цветков, находясь в темном улье, еще до того, как они выйдут наружу и увидят сами цветки. Приобретенные запахи имеют важное значение. Однако главную роль играет специфический для каждой семьи… Читать ещё >

Ориентирование по аромату нектара, запахам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большое значение для пчел имеет умение ориентироваться в ароматическом поле, так как и цветы, посещаемые пчелами, и сама пчела, которая принесла нектар в гнездо, источают аромат. Строение внешних покровов медоносных пчел прекрасно приспособлено для впитывания цветочных ароматов.

В экспериментах, проведенных Я. Фри, было установлено, что, хотя окраска цветков важна, еще большее значение имеет их запах. Это интересный факт, поскольку молодые пчелы, очевидно, учатся различать запахи цветков, находясь в темном улье, еще до того, как они выйдут наружу и увидят сами цветки. Приобретенные запахи имеют важное значение. Однако главную роль играет специфический для каждой семьи секрет, переходящий с тел насекомых на их конечности. Так, если давать всем пчелиным семьям пасеки корм с одинаковым запахом, то можно усилить тенденцию к залету рабочих особей не в свои ульи. Этот прием дает положительные результаты при объединении разных семей в одну, при перевозе семей из разных мест на один источник медосбора (они перестают проявлять друг к другу враждебность).

Разделение труда

В пчелиной семье существует система распределения работ между рабочими особями, зависящая в основном от возраста. Однако она может меняться сообразно потребностям семьи в любой период времени.

Одна из первых публикаций, посвященная проблеме разделения труда среди пчел, появилась в 1925 г. Ее автором был Г. Реш. Он наблюдал за поведением пчел. Было установлено, что в летние (активные) месяцы года жизнь рабочей особи подразделяется на два основных периода: в первый период, который длится около 3 нед, пчела-работница занимается внутриульевой деятельностью; во второй период, т. е. в последующие 1—2 нед, — добычей корма в поле.

Первые 3 дня рабочая пчела, как правило, не берет мед из ячеек, а выпрашивает его у своих сестер. Основную часть своего времени она проводит, вычищая предназначенные для откладывания яиц ячейки или же вместе с другими пчелами занята обогревом расплода. С 4-го дня она начинает брать мед из внутриульевых запасов.

Потребление белка стимулирует развитие гипофарингеальных желез у молодых пчел и секрецию ими личиночного корма. Кроме того, в результате интенсивного потребления белка в этот период в жировом теле молодых пчел накапливаются резервные вещества. При кормлении личинок все накопленные в организме молодых рабочих пчел запасы расходуются.

Наблюдения за выращиванием расплода в пчелиной семье показывают, что пчелы заглядывают в ячейки и между кормлениями личинок. Посещения подобного рода длятся всего 2—3 с, другие (с тщательным осмотром личинки и проверкой наличия корма) более продолжительны — 20 с. Процесс кормления заключается в следующем. В течение.

1бб осмотра кормилица убеждается в местонахождении головы личинки. После этого она поворачивается таким образом, чтобы концы ее мандибул разместились рядом с головой личинки. Мандибулы открываются и начинают вибрировать, а через 1—2 с между ними появляется капелька жидкости, которая выпускается на дно ячейки или на стенку. Корм располагается вокруг или рядом с личинкой. Если кормилица не сможет правильно сориентировать мандибулы по направлению к личинке, тогда корм попадает на спинку личинки. Время, затрачиваемое на одно кормление, значительно колеблется: иногда 8—10 с, иногда 30 с, а в ряде случаев 2—3 мин.

М. Линдауэр обратил внимание на то, что значительную часть своего времени некоторые пчелы проводили в бездеятельности, не участвуя в регуляции температуры гнезда и запасов корма. Кроме того, его наблюдения показали, что чистка ячеек, строительство сотов проводится пчелами как «случайная работа», а не как постоянная функция, характерная для того или иного возраста.

Роль кормилицы пчела выполняет до тех пор, пока не редуцируются ее железы, а их секреция будет недостаточной. Период, проводимый пчелами в гнезде, длится от 5 до 41 дня (К. Миченер). Как видно из приведенных наблюдений различных исследователей, молодые пчелы выполняют работы в улье, которые не строго запрограммированы, а подвержены влиянию текущей ситуации в семье и случайных контактов. Однако после того как те или иные железы вступают в действие, они сохраняют активность в течение нескольких дней. Так, ульевые пчелы используют секрет ротовых частей для кормления личинок, а брюшные межсегментальные железы — для выработки воска, если есть необходимость в строительстве сотов. Кроме того, эти пчелы готовят ячейки для хранения пыльцы, принимают нектар и, наконец, совершают ориентировочные полеты. Существует мнение, что стимулом, вызывающим первый вылет, является накопление в прямой кишке непереваренных остатков. Во время этих полетов пчела осваивается с местоположением своего гнезда и таким образом готовится к функциям, присущим внеульевым пчелам.

Установлено, что в пчелиной семье существует достаточно сложная и гибкая система распределения работ между рабочими особями. На выполнение тех или иных функций пчелами в семье достоверное влияние оказывают три определяющих фактора: 1) возраст пчелы;

  • 2) состояние семьи (количество пчел, соотношение пчел и расплода);
  • 3) уровень медосбора в природе. Распределение работ между рабочими особями может постоянно меняться сообразно потребностям семьи в любое время.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой