Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизация содержания работы факультетов среднего профессионального образования по военно-патриотическому воспитанию курсантов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод активизации и мобилизации характеризуется высокой рельефной концентрацией выражения конкретной идеи, воплощающего посредством высокого мастерства исполнения мощное духовное и психологическое воздействие, которое вызывает сильное и неотразимое впечатление, резко активизирует эмоции и чувства, особенно возвышенные и побуждает к реальным действиям, совершению, порой незамедлительному… Читать ещё >

Оптимизация содержания работы факультетов среднего профессионального образования по военно-патриотическому воспитанию курсантов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы, важным путем совершенствования военно-патриотического воспитания курсантов, является оптимизация содержания деятельности факультетов среднего профессионального образования с целью осуществления не только их военного обучения, но и в первую очередь военно-патриотического воспитания обучающихся.

Как и военная подготовка, ее не менее важная вторая составная часть — военно-патриотическое воспитание — имеет неразрывную связь с различными сферами жизни общества и базируется на своих экономических, социальных, политических и идейно-теоретических основах[1].

Для того, чтобы успешно выполнить свой конституционный долг в войсках молодому человеку, особенно в современных реалиях необходимо в первую очередь быть патриотом своего Отечества. Данное качество является стержнем военно-патриотического воспитания[2].

В ходе опытно-экспериментального исследования под совершенствованием военно-патриотического воспитания подразумевался процесс, который способствовал реализации сущностного смысла процесса обучения курсанта — формирование и развитие личности обучающегося, с необходимыми морально-психологическими и физическими качествами, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы выпускником факультета среднего профессионального образования.

Основными доводами необходимости совершенствования военнопатриотического воспитания курсантов, по мнению 35 офицеровпедагогов экспериментальных образовательных учреждений, являются такие как:

  • 1) 34% из них относят к одному из наиболее значимых показателей социального самочувствия современного курсанта ментально-ценностные установки и ориентиры его повседневного поведения;
  • 2) важная роль среди них отводится гражданственности и патриотизму, являющимися своего рода уникальными социально-государственными и гуманитарными феноменами, потому что включают в себе как мировоззренческие, так и деятельностные свойства личности, социальной группы, общности (30%);
  • 3) 15% считают, что на факультетах среднего профессионального образования обучающиеся получают опыт межличностного общения, и поэтому, если будет патриотичной среда взаимодействия, то от этого зависит в дальнейшем отношение их к военной службе.
  • 4) необходимость совершенствования военно-патриотического воспитания исходит из потребности использования опыта существовавших ранее военно-патриотических традиций в отечественном военном образовании, и способствовавших подготовке надежных защитников Родины (12%).
  • 5) 9% опрошенных рассматривают военно-патриотическое воспитание как средство, которое может повысить роль воспитательной функции педагогического процесса на ФСПО.

Следовательно, субъекты ВПВ подтверждают необходимость совершенствования ВПВ на факультетах СПО.

Как свидетельствует проведенное исследование, после потери былых идеологических опор, которые задавались в доперестроечные годы всей системой советского военно-патриотического воспитания, для значительной части молодежи (в том числе и курсантов среднего профессионального образования) характерна неопределенность и размытость мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие устойчивой системы ценностей.

Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея, идея государственности и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, наращиваться потенциал его возрождения и устойчивого развития. А вот именно ее, пока и нет в официальных документах.

Анализ передовой практики функционирования военно-патриотического воспитания, результатов прохождения службы выпускниками факультетов среднего профессионального образования выявил, что для повышения качества военно-патриотического воспитания обучающихся необходимо создавать определенные педагогические условия, среди них одним из важнейших является патриотически-ориентированное образование. В его содержании сложился целый комплекс различных парадигм и концепций в российской педагогической науке и практической деятельности, которые синтезируются, уточняются, углубляются и переосмысливаются.

Результатом такого уточнения и осмысления становится расширение области воздействия патриотически-ориентированного образования на определение ценностей и смыслов в содержании образования, а также выбор технологии, метода, способа и условий передачи культурно-исторического опыта служения на благо России как социогенетического фактора готовности к его применению.

Итог патриотически-ориентированного образования проявляется через овладение молодыми людьми широким аспектом опыта патриотической деятельности, приобретением смысла служения российскому государству и проявляется в конкретных видах и формах поведения, отношении и деятельности, в основе которых лежит любовь к своему Отечеству. Формула: «Человек культуры, гражданин, патриот», ярко и лаконично выражает итог такого образования.

В данном контексте рассматривается свободная, гуманная, духовная личность, способная самоопределиться в мире духовной культуры, обладающая качествами гражданина. Воспитание такой личности основано на развитие ее духовных потребностей, познания, самопознания, рефлексии, красоты, общения с родственниками, коллегами, творчества, уважительного отношения к природе, формировании автономного внутреннего мира, поиска смысла жизни.

Следовательно, патриотически-ориентированное образование конкретизирует сложившиеся в современных условиях само понимание сущности патриотизма как носителя определенных характеристик, являющихся проявлением многовекового развития российской государственности, источником и движущей силой всех преобразований осуществляемыми ее гражданами.

Формирование военно-патриотических качеств молодых людей происходит в ходе обучения, воспитания и социализации молодых людей, при этом важным является усвоение молодежью «момента истины», что между их личным, семейным благополучием, достижением жизненных ожиданий в разных сферах деятельности, социальным статусом и служением своему Отечеству имеется сильная связь и прямая зависимость[3].

Ученые А. Н. Вырщиков и М. Б. Кусмарцев понимают под содержанием патриотически-ориентированного образования ипостась[4] смыслового акта, который синтезирует итог освоения, становления, приобретения и совершенствования опыта служения, как своему Отечеству, так и ближним людям.

Проведенный анализ содержания программ и тематических планов примерно 25 учебных дисциплин, изучаемых на факультетах среднего профессионального образования выявил, что большинство из них в достаточной степени имеют патриотически — ориентированный потенциал. Содержание, например, таких дисциплин как «Истории и традиции Российской армии», «Основы философии», «Социальная психология», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Менеджмент», «Экономика отрасли», «Безопасность жизнедеятельности» «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Физическая культура» этим потенциалом насыщены в достаточной степени.

Вместе с тем, он значительно снижен в содержании других общеобразовательных областях (математика, информатика, инженерная графика, техническая механика).

Следует отметить, что в основном содержание таких предметов как «Истории и традиции Российской армии», «Социальная психология», «Менеджмент», а также их преподавание позволяет формировать военно-патриотические качества у курсантов.

Однако, меры экспериментального воздействия, осуществляемые в ходе проведенного формирующего эксперимента, подтверждают, что на факультетах среднего профессионального образования имеются возможности по насыщению и углублению содержания вышеперечисленных дисциплин военно-патриотической составляющей.

Что для этого требуется? Прежде всего, необходимо в педагогическом процессе обеспечить тесную взаимосвязь содержания гуманитарных и социально-экономических дисциплин с войсковой практикой и будущей деятельностью выпускников.

Содержание данных дисциплин следует переориентировать на современные и предполагаемые события жизни страны, на процессы, протекающие в армейской жизни в настоящее время и возможные в будущем, а также на подготовку выпускников, отвечающим требованиям реальной действительности.

Сегодня люди и обстоятельства их жизни изменяются так быстро, что иногда воспитание и обучение курсантов среднего профессионального образования просто не поспевает за этими процессами.

Исходя из этого, необходимо постоянно укреплять связь теории с войсковой практикой, чему, как свидетельствует опытно-экспериментальная работа, помогает хорошо отлаженная система информирования обучаемых о жизни войск.

Как правило, данная практика подразумевала проводить краткие (до 5 минут) информационные сообщения педагогов перед началом каждого учебного занятия.

Она осуществлялась также самими курсантами (или при содействии преподавательского состава) на различных занятиях и во внеучебное время и включала в себя: военную и военно-техническую информацию; составление кратких обзоров по военным печатным средствам информации, таких как военно-теоретический журнал «Военная мысль», журнал «Ориентир» и др.; включение в содержание учебного материала сведений о боевой подготовке военнослужащих в различных видах и родах войск; проведение встреч с выпускниками, проходящими военную службу; регулярное доведение до обучающихся отзывов из войск на выпускников факультетов среднего профессионального образования и др.

Повышению роли и значения общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин в военно-патриотическом воспитании, способствовало комплексирование их содержания и развитие межпредметных связей. Проведенный анализ тематических планов и программ выявил необходимость укрепления связи как внутри общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, так и между ними, в том числе и различными дисциплинами учебного плана образовательного учреждения.

В ходе опытно-экспериментальной работы с педагогами отводилось специально время для мыслительного тренинга, так называемому теоретическому моделированию. Его задачей была оптимизировать отбор из большой группы таких методов (проблемные, исследовательские, поисковые), которые были бы ориентированы на получение реального практического результата — приобретение курсантами среднего профессионального образования опыта достойного служения Отечеству, имевшего большое практическое значение для каждого обучающегося.

Его замысел заключался в том, что для реализации содержания военно-патриотического воспитания предлагалось применять методы, представленные следующими группами:

1. Методы формирования патриотического сознания. В ней, вместе с известными общепедагогическими методами, выделяются специфические, в которых применяются приемы, развивающие и обогащающие представления молодых людей о великом прошлом предшествующих поколений, родном крае, стране, героической истории нашей Родины.

Особое внимание среди них придавалось методу ретроспективного погружения, методу активизации генетической памяти, методу проекций прошлого на настоящее, методу непрерывного отслеживания новообразований и др.

  • 2. Методы, которые формируют эмоциональную сферу патриотического образа личности. В этой группе уделялось внимание методу проекции общественных ценностей и потребностей курсанта; методу согласования итогов деятельности, мотивации достижения и чувств достижения; методу актуализации военно-патриотического чувства в определенной деятельности.
  • 3. Методы социально-ценностных стратегий жизнедеятельности. Здесь акцент была сделан на методе актуализации культурно-исторического основания и военно-патриотического начала в военной деятельности; методе организации и стимулирования военно-патриотических смыслов в определенной деятельности; методе смысло-ценностной регуляции креативной деятельности и др.[5]

По мнению преподавателей экспериментальных образовательных учреждений, эти методы способствуют повышению продуктивности ВПВ курсантов ФСПО.

Для качественной реализации патриотически-ориентированного потенциала содержания дисциплин: «Истории и традиции Российской армии», «Основы философии», «Социальная психология», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Менеджмент», «Экономика отрасли», «Безопасность жизнедеятельности» «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Физическая культура» следует систематически и постоянно обновлять их содержание, наполнять идеей служения Отечеству в социально-философском, общекультурном, нравственном смысле.

Необходимо и в дальнейшем возвышать характер и позитивную направленность такой работы, которая будет благотворно отражаться на духовном и нравственном развитии курсантов, на нахождении своей роли и места в российском обществе.

Проведенный сравнительный анализ 25 тематических планов на факультетах среднего профессионального образования выявил, что в содержании многих предметов (особенно «Безопасность жизнедеятельности», «Менеджмент», «Основы философии») в недостаточной степени отражаются как прошлые, так и современные позитивные традиции нашего народа по консолидации сил на защиту свободы и независимости от бесчисленных врагов приходивших на нашу территорию, с целью ее захвата и порабощения проживающих на ней людей, нет идеала, который связан с образом героя, защищающего Отечество и при необходимости готового идти на самопожертвование.

В ходе педагогического эксперимента на факультетах среднего профессионального образования осуществлялась планомерная деятельность по совершенствованию рабочих учебных программ и тематических планов.

Так, например, в результате изучения курсантами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» должны быть достигнуты следующие цели:

  • воспитание у курсантов личной ответственности за свою безопасность, безопасность российского общества и страны в целом; ответственного отношения к своему здоровью как индивидуальной и общественной ценности; установки на охрану окружающей природной среды, являющейся основой в обеспечении безопасности жизнедеятельности обучающегося, страны;
  • воспитание духовности и физического здоровья курсанта, обеспечивающих адекватное его поведение в случае возникновения опасной и чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера; потребности на соблюдение здорового образа жизни; моральных, физических и психологических качеств, которые необходимы для выполнения конституционного долга по защите Отечества;
  • освоение знаний: безопасного поведения курсанта в случае возникновения чрезвычайной ситуации, имеющий природный, техногенный или социальный характер; здорового образа жизни; государственной системы защиты людей от опасных и чрезвычайных ситуаций как в мирное и военное время;
  • формирование умений: адекватно оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; использовать средства как индивидуальной, так и коллективной защиты; своевременно оказать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях[6].

В процессе формирующего эксперимента был изучен вопрос о новых рабочих учебных программах по дисциплинам «Истории и традиции Российской армии», «Основы философии», «Социальная психология», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Менеджмент», «Экономика отрасли», «Безопасность жизнедеятельности» «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Физическая культура» и др., которые разрабатывались на основе Федеральных государственных образовательных стандартов. Беседы с свыше 40 преподавателями и изучение мнений около 150 обучаемых выявили, что содержание данных программ нуждается в совершенствовании.

Повышение роли общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в военно-патриотическом воспитании курсантов среднего профессионального образования обеспечивается внедрением различных форм и средств учебной и внеучебной работы. Их условно можно разделить на 3 основные группы:

  • 1) группа обеспечивающая общеразвивающий компонент содержания военно-патриотического воспитания и включающая в себя различные формы обще-патриотического характера, применяющиеся в основном в ходе учебно-воспитательного процесса, а также учебных занятий по разным дисциплинам обучения и воспитания, особенно гуманитарным, кружках, курсах, секциях и др. Такие как: беседа, вечер вопросов и ответов, «круглый стол», совершенствование учебно-материальной базы военно-патриотического воспитания факультетов среднего профессионального воспитания, и т. д.
  • 2) группа детерминирована спецификой содержания и задач военно-патриотического воспитания. Ей характерна большая военная и военно-прикладная направленность. В ней применяются формы, которые проводятся в основном в виде практических занятий, работ, деловых игр, и др.

Они, в частности, знакомят обучающихся с будущей профессиональной деятельностью, к ним можно отнести: военно-технический кружок, военно-спортивная игра, секция по военно-прикладным видам спорта ит. д.

  • 3) Наиболее оптимальными для продуктивного решения задач ВПВ можно считать использование комплексных, комбинированных форм, сочетающие в его содержание общее и специфическое. Это такие как:
    • • организация торжественных ритуалов, церемоний, «уроков мужества», памятных вечеров;
    • • организация празднования дней воинской славы, памятных дней в истории Вооруженных Сил России;
    • • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн и военных конфликтов, миротворческих миссий, воинами запаса;
    • • популяризация государственных символов Российской Федерации;
    • • научно-исследовательское обеспечение патриотического воспитания;
    • • проведение занятий по патриотической тематике в часы воспитательной работы;
    • • историческая и музейная работа;
    • • работа по увековечению памяти погибших и пострадавших при исполнении служебного долга;
    • • участие в фестивальном движении, музыкальное и литературное творчество;
    • • профориентационная работа с допризывной молодежью и др.

Данные формы включают в себя многоплановые мероприятия, проводящиеся систематически, регулярно, учитывая научно-обоснованные организационные условия, способствующие выполнения основных задач военно-патриотического воспитания.

В целях эффективного проведения военно-патриотического воспитания, используются соответствующие средства, которые способствуют выполнению поставленных задач. В эту систему средств ВПВ входят материально-технические, образовательные и организационные. Рассмотрим их более подробно.

Материально-технические средства включают в себя: учебную аудиторию, класс и кабинет для занятий, музей, место сражения, военную технику, спецоборудование, различное оружие, макет, учебное поле, спортивный городок, тир, учебный тренажер.

К ним так же можно отнести СМИ, а также художественную литературу, искусство и др.

К образовательным средствам можно отнести рекомендации, разработанных на основе теории и практики, в которых раскрывается организация и проведение ВПВ. На основе них формируются взгляды, убеждения, потребности и интересы, воспитывается любовь к Отечеству, готовность в случае необходимости его защиты, выработка мнения в курсантском коллективе по вопросам укрепления стабильности и безопасности российского общества и др.

К организационным средствам ВПВ включают в себя определенный комплекс различных мер, проводимых с использованием материальнотехнических и образовательных средств, которые осуществляются в соответствующей форме, с целью выполнения общих и специфических задач и воспитывающих личность гражданина-патриота.

Эти средства ВПВ обладая тесной взаимосвязью, и дополняя друг друга, в комплексном их использовании в ходе взаимодействий между субъектом и объектом происходящих в процессе обучения и воспитания помогают осуществить главную цель данного процесса[7].

Следующим важным условием оптимизации содержания работы факультетов среднего профессионального образования по военнопатриотическому воспитанию курсантов являлась наглядная агитация, которое в ходе формирующего эксперимента активно использовалось как важнейшее средство военно-патриотической работы.

В последнее время, несмотря на развитие современных информационных технологий, продолжает возрастать внимание к наглядной агитации. Со времен советского периода, когда наглядная агитация являлась важнейшим атрибутом любого государственного учреждения, особенно выполняющего идеологические, воспитательные и образовательные (просветительские) функции, изменилось очень многое. Это относится, прежде всего, к содержанию и форме средств наглядной агитации, а также к методам ее использования в новых условиях.

К сожалению, как показало исследование, наглядная агитация далеко не всегда соответствует современным задачам, формам и методам военно-патриотической работы. По результатам проверок отмечается низкий уровень использования средств наглядной агитации, малоэффективность их воздействия на сознание и чувства курсантов среднего профессионального образования.

Под термином «агитация» (от латинского agitation — побуждение к чему-либо, возбуждение), понимается целенаправленная информационно-психологическая, адресно-популяризаторская деятельность, воздействующая на чувства и сознание военнослужащих и мобилизующая их на активное участие в решении конкретных задач.

Наглядная агитация — это совокупность изобразительных средств, целенаправленно и комплексно используемых для активного и акцентированного визуального воздействия на зрительные ощущения, чувства и сознание личности, воинского коллектива.

Агитация тесно связана с пропагандой, которая отражает действительность на теоретической основе, обеспечивает глубокий анализ ее сторон, проблем и дает их всестороннее понимание, опираясь на фундаментальные научные знания, раскрывая закономерности, причины, особенности, тенденции и перспективы развития различных явлений, процессов, событий и т. д. Пропаганда теоретически обеспечивает выполнение наиболее важных, преимущественно стратегических задач и имеет дело с кардинальными, ключевыми проблемами развития общества и государства в основных сферах жизнедеятельности.

В отличие от пропаганды главное в агитации — это подход к явлениям и проблемам окружающей действительности с учетом их насущности, злободневности, актуальности и неотложности конкретных задач, решаемых в современных условиях. Агитация нацелена на наиболее животрепещущие волнующие военнослужащих вопросы, события, факты и т. д., дает им правильное объяснение, оценку, формирует соответствующее (адекватное) отношение и мобилизует на сознательное, добросовестное, ответственное и активное участие в решении конкретных задач.

Различие между пропагандой и агитацией не означает, что каждая из них может функционировать самостоятельно, независимо друг от друга.

Агитация и пропаганда существуют неразрывно, дополняют друг друга, постоянно взаимодействуют и взаимопереходят одна в другую. Благодаря этому единству пропаганда и агитация выступают двумя важнейшими составляющими воспитательной, в том числе военнопатриотической работе. И только в зависимости от характера и приоритетности решаемых в данное время задач военно-патриотической работы на первое место выдвигается то пропаганда, то агитация.

Поскольку агитация призвана решать оперативные задачи военнопатриотической работы и тем самым мобилизовать усилия факультетов среднего профессионального образования в нужном направлении, то содержание этой деятельности весьма изменчиво, подвижно и определяется не только стратегическими целями, но и отдельными событиями, фактами, новыми решениями и указаниями. Поэтому агитация чаще всего ведется по какому-то конкретному вопросу, поводу: принят важный документ, произошло знаменательное событие, достигнут успех в решении актуальной проблемы и т. п. Все это без промедления отражается на агитационной работе путем внесения соответствующих коррективов.

Наглядная агитация выполняет следующие педагогические функции: во-первых, — служит наглядной опорой, дополнительным аргументом при проведении конкретного мероприятия, визуально-предметным фоном, на который ложится новая информация и благодаря этому повышается ее действенность и направленность;

во-вторых, — используется в качестве иллюстрации обсуждаемого вопроса и его конкретизации, что способствует формированию более четкого представления и правильного понимания, осознания;

в-третьих, — применяется для более убедительного объяснения и доказательства, когда словесно-логические формы и методы воспитания оказываются недостаточно эффективными.

Методы наглядной агитации — это способы, приемы применения тех или иных средств передачи информации, делающих ее более доступной зрительному восприятию. Методы наглядной агитации имеют вполне самостоятельное значение, хотя они играют не основную, а вспомогательную роль. Они призваны дополнять словесные методы воспитания и повышать его эффективность за счет большей доходчивости и убедительности проводимых мероприятий.

В качестве основных наглядных методов можно выделить метод отражения реальной действительности, метод демонстрации наглядных средств, метод наглядной аналогии, метод активизации и мобилизации и метод схематизации.

Метод отражения реальной действительности — это изображение конкретных событий, проблем, дел, которые составляют основу постоянной деятельности воспитателей и воспитуемых (фотовыставки, фотостенды, фотоальбомы, видеозаписи и др.).

Метод демонстрации наглядных средств — это показ различных предметов, материалов, пособий, кинои видеофильмов, результатов (образцов) практического опыта, призванный сфокусировать внимание на воспринимаемом объекте и вызвать направленную активизацию эмоциональных и мыслительных процессов.

Метод наглядной аналогии представляет собой яркие, насыщенные, запоминающиеся изображения, вызывающие в памяти сопоставимые с ними сравнения, ассоциации (образы), позволяющие более полно и многогранно выразить сущность и особенности воспринимаемых процессов и явлений (художественные произведения, плакаты с элементами изобразительного искусства, авторские тематические выставки и др.).

Метод активизации и мобилизации характеризуется высокой рельефной концентрацией выражения конкретной идеи, воплощающего посредством высокого мастерства исполнения мощное духовное и психологическое воздействие, которое вызывает сильное и неотразимое впечатление, резко активизирует эмоции и чувства, особенно возвышенные и побуждает к реальным действиям, совершению, порой незамедлительному, решительных и даже неожиданных поступков. В качестве классического образца можно вспомнить целый ряд военнохудожественных плакатов времен Гражданской и Великой Отечественной войны, например, общеизвестную работу И. Тоидзе «Родина-Мать зовет!».

Метод схематизации получил свое рождение в связи с бурным развитием всех отраслей знаний и усложнением явлений и проблем современной жизни. Суть метода заключается в схематизированном пространственном изображении, как правило, сложных, неоднозначно понимаемых вопросов, событий, фактов и т. д., позволяющем целостно, системно и в то же время упрощенно, но с выделением наиболее значимых сторон, свойств конкретного объекта выразить, представить его сущность, основное содержание. Особенностью метода является его познавательная (гносеологическая) направленность, значительно облегчающая процесс восприятия, так как он избавлен от всего лишнего, чересчур сложного, незнакомого, непонятного, второстепенного, абстрактного, или, напротив, чрезмерной детализации.

Качественно подготовленные схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки и т. п. имеют значительную информационную нагрузку, и, как правило, быстро и хорошо запоминаются, усваиваются, служат ориентирами и инструментами в практической деятельности.

Основные требования, предъявляемые к наглядной агитации, выполнение которых позволяет максимально эффективно использовать выше рассмотренные методы:

  • • научность, объективность;
  • • информационная насыщенность;
  • • актуальность, злободневность;
  • • педагогическая направленность;
  • • тесная связь с жизнью, решаемыми задачами;
  • • оперативность, мобильность;
  • • целенаправленность, адресность, конкретность;
  • • ясность, четкость, доходчивость;
  • • эмоциональная выразительность, психологическая заряженность;
  • • соответствие уровню современных технологий[8].

Результаты исследования подтверждают, что данные формы и средства создающиеся субъектами военно-патриотического воспитания, и они способствуют воспитанию военно-патриотического сознания и военно-патриотических качеств у курсантов ФСГТО.

Следовательно, патриотически-ориентированное образование дает возможность формировать у курсантов привычку и потребность в проведение военно-патриотической работы. Эта идея проведения курсантами военно-патриотической деятельности разрабатывалась на факультетах среднего профессионального образования и нашла свою частичную реализацию в технологии заданного подхода, при осуществлении опытно-экспериментальной работы. Такие формы военно-патриотической деятельности, как работа по увековечению памяти погибших и пострадавших при исполнении служебного долга, профориентационная работа с допризывной молодежью, а также участие в розыске и захоронениях останков воинов; восстановление военных памятников погибшим в боях за свободу и независимость нашей Родины и др. формируют и развивают военно-патриотическую направленность курсанта.

В ходе исследования выявлено, что важнейшими условиями оптимизации содержания работы факультетов среднего профессионального образования по военно-патриотическому воспитанию курсантов являются:

  • — Во-первых, условие, обеспечивающее патриотично-ориентированное образование. Если в содержании образования присутствует направленность на военно-патриотическое воспитание обучающихся, его продуктивность значительно возрастает.
  • — Во-вторых, важным условием является наглядная агитация, которая в ходе формирующего эксперимента активно использовалось как средство военно-патриотической работы.
  • — В-третьих, учет такого условия, как взаимосвязь рабочей программы педагогического процесса с комплексными планами воспитательной работы.
  • [1] Лутовинов В. И. Соотношение подготовки и готовности молодежи к защите социалистического отечества (философско-социологический анализ). Дис… канд. фил. наук.М.: ВУ. 1990. С. 72.
  • [2] Вырщиков А. Н. Великий подвиг на Волге и современность: концептуальные основания подготовки и празднования 65-й годовщины разгрома советскими войскаминемецко-фашистских войск под Сталинградом / ВСЕРОССИЙСКАЯ научно-практическая конференция «Патриотизм народов России: традиции и современность». 6—7 ноября 2007 г. М" 2007. С. 83.
  • [3] Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Концептуальные основы патриотически-ориентированного образования. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». 2004. С. 11—12.
  • [4] Ипостась — в переводе с греческого означает «сущность». См. подр.: Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2006. С. 315.
  • [5] Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Концептуальные основы патриотически-ориентированного образования. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2004. С. 106—107.
  • [6] Поляков С. П. Модернизация педагогической системы подготовки молодежи, к военной службе. Дис. … д-ра пед. наук. М., 2010. С. 363—364.
  • [7] Танюхин Ю. А. Педагогические основы подготовки юношей старшеклассниковк военной службе. Дис. … д-ра пед. наук. СПб. 2000. С 222—223.
  • [8] Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежик военной службе: история и современность. Учебно-методические материалы. Под общ.ред. С. А. Маева. М: АНО «СПО «СОТИС», 2014. С. 133—135.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой