Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Заключение. 
Развитие взглядов Б.Н. Чичерина на устройство Российского государства и общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Либерально — консервативный (конец 50 — х — конец 60 — х XIX века) — характеризуется отходом от прежнего политического радикализма. На этом этапе Б. Н. Чичерин не только полностью поддерживает либеральные реформы Александра II, но и становится также, хотя и не без критики, защитником сложившегося политического режима. В это время он разрабатывает идею взаимного дополнения консерватизма… Читать ещё >

Заключение. Развитие взглядов Б.Н. Чичерина на устройство Российского государства и общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате исследования следует отметить:

Мировоззрение Б. Н. Чичерина складывалось в переломную и противоречивую эпоху — первой четверти XIX — начала ХХ века, оказавшая влияние на формирование и эволюцию взглядов ученого. В ходе исследования установлены следующие этапы:

1) Радикально — либеральный (первая половина — конец 50 — х годов XIX века) характеризуется становлением взглядов Б. Н. Чичерина. Детство и отроческие годы он провел в атмосфере культурной дворянской семьи, привившей будущему мыслителю высокие интеллектуальные стремления, глубокую веру в силу просвещения и науки. Родители будущего философа были людьми высокообразованными, обладали широкими умственными интересами, а отец отличался еще и либеральными взглядами. Как личность и ученый Б. Н. Чичерин сформирован интеллектуальной атмосферой Московского университета конца 1840 — х годов.

Решающую роль в идейном становлении будущего ученого принадлежит историку и общественному деятелю Т. Н. Грановскому, привившему Б. Н. Чичерину либеральные взгляды. Другим человеком, чье влияние на молодого ученого было неизгладимым, стал выдающийся немецкий философ Г. Гегель. Верность его мировоззренческим ориентирам Б. Н. Чичерин пронес через всю свою научную деятельность, оставаясь в России второй половины ХХ века чуть ли не единственным гегельянцем. Именно влияние Гегеля определило стиль чичеринского мышления, и его философские приоритеты, и способ реализации своего творческого замысла — разработку философского учения о праве и государстве. Радикально свои воззрения он поменял после подавления правительством рабочих в годы революционных события 1848 — 1849 годов в Европе, отрицая социализм и демократию.

  • 2) Либерально — консервативный (конец 50 — х — конец 60 — х XIX века) — характеризуется отходом от прежнего политического радикализма. На этом этапе Б. Н. Чичерин не только полностью поддерживает либеральные реформы Александра II, но и становится также, хотя и не без критики, защитником сложившегося политического режима. В это время он разрабатывает идею взаимного дополнения консерватизма и либерализма, которая выдвинута в концепцию «охранительного либерализма» с его лозунгом «либеральные меры и сильная власть». Однако он не встаёт на защиту того консерватизма, который утверждает приоритет стабильности и порядка над свободой, и который рассматривает личность как часть общества и утверждает верховенство ее обязанностей в обществе над ее же правами в этом обществе. Б. Н. Чичерин настаивает на том, чтобы консерватизм по-иному взглянул на проблему социальной устойчивости. Он хотел, чтобы либеральные законы, незыблемые гарантии свободы могли стать более прочной твердыней общественного порядка, нежели шаткость чиновничьего произвола.
  • 3) Либеральный (начало 1870 — х — 1904 гг.). Этот этап в целом характеризуется усилением критики Б. Н. Чичериным сложившегося политического режима, постановкой им политических требований, в том числе требования перехода к конституционному правлению. Именно этот этап идейной и духовной эволюции ученого приведет его в лагерь оппозиции самодержавной власти и бюрократическому государству. Либерализм заключался в отношении его политических воззрений, отстаивавших мнение о продолжении либеральных реформ Александра II. В последние годы призывал правительство все — таки ограничить абсолютизм во избежание надвигающейся революции.

По истории Российского государства Б. Н. Чичерин придерживался следующих идейных установок:

  • 1) Б. Н. Чичерин унаследовал традиционные западнические воззрения на особенности русской истории, сравнивая историю России и Запада.
  • 2) Историк выделяет большое значение роли государства в историческом процессе. Становление Российского государства происходило «сверху» в XV в.
  • 3) Для Б. Н. Чичерина характерно особое видение роли личности в истории России. Он считал, что в нашей древней и средневековой истории видна одна характерная черта — господство личной воли, неопределенность и шаткость гражданских позиций.
  • 4) Ученый полагал, что в России сословия явились продуктом государственной деятельности по обеспечению служилых функций населения. В свою очередь, централизация являлась результатом закрепления сословий государства. Б. Н. Чичерин был убежден, что реформа 1861 году являлась завершающим этапом освобождения сословий от служилых функций и представляла важнейший переломный момент в создании современного гражданского общества.

Наследие Б. Н. Чичерина оказало влияние на многих русских мыслителей либерального направления. Это не только И. В. Михайловский, его ученик и последователь, это и П. Б. Струве, и П. И. Новгородцев, и Е. Н. Трубецкой и другие, которые продолжали развитие его политических взглядов. Доказательством этому стоит привести слова Н. А. Бердяева: «Единственным философом либерализма можно было бы назвать Б. Чичерина, да и он скорее был либеральным консерватором или консервативным либералом, чем чистым либералом. Он принимает империю, но хочет, чтобы она была культурной и впитала в себя либеральные правовые элементы. По Чичерину можно изучать дух, противоположной русской идее, как она выразилась в преобладающих течениях русской мысли XIX века» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой