Порядок осуществление контроля за банками со стороны регулирующих органов
Банковская комиссия, разрабатывая такие опросники, старается, как можно детальнее составлять свои вопросы, чтобы получить максимальный объем информации по внедренным и работающим процедурам в банке. На поставленные вопросы есть только три ответа «да», «нет», «не имеет отношения к нашей кредитной организации». В каждом опроснике существует определенная логика представления нескольких сотен… Читать ещё >
Порядок осуществление контроля за банками со стороны регулирующих органов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Надзор за организацией и эффективностью работы банков в сфере соблюдения законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма во Франции осуществляет Банковская комиссия — главный надзорный орган за французскими банками и другими организациями, работающими в финансовой сфере.
Банковская комиссия состоит из шести основных членов, один из которых — Управляющий Банка Франции, возглавляющий также и Банковскую комиссию. Три других члена, являющиеся государственными советниками и представляющие интересы государства в Конституционном суде, назначаются непосредственно Министром финансов Франции сроком на шесть лет. Еще два члена Банковской комиссии избираются в соответствии с уровнем их компетенции и знаний.
Основные направления деятельности Банковской комиссии определены Законом от 24 января 1984 г. Банковская комиссия тесно связана и непосредственно опирается в своей работе на Банк Франции. В своей деятельности она пользуется средствами, которые имеются у Банка Франции, в том числе оборудованием, программным обеспечением, персоналом, разветвленной сетью Банка Франции, которая состоит более чем из 200 представительств в регионах. Кроме того, Банковская комиссия использует все базы данных Банка Франции и его систему внутренних рейтинговых оценок. Такая ситуация имеет большое значение для надлежащей организации контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций, в том числе и за отмыванием денег.
Рабочим органом Банковской комиссии является Генеральный секретариат, сотрудники которого непосредственно проводят документарный надзор за кредитными организациями на основе данных финансовой отчетности. Проведение инспекционных проверок на местах осуществляется совместно с сотрудниками Генеральной инспекции Банка Франции.
Законодательством предусмотрено проведение Банковской комиссией выездных инспекционных проверок в кредитных организациях, которые могут быть как плановыми, так и инициированными на основе данных документарного надзора. Для оценки исполнения банками требований законодательства по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма организуются тематические проверки, либо данный вопрос рассматривается в ходе проведения комплексной проверки.
При осуществлении инспекции специалисты Банковской комиссии должны выявить соответствие процедур внутреннего контроля в кредитной организации требованиям законодательства. Проверяющими рассматриваются такие вопросы, как соответствие внутренних документов требованиям действующих нормативно-правовых актов; соответствие организационной структуры и системы внутреннего контроля предъявляемым требованиям (участники, разделение полномочий, функциональные обязанности и должностное положение лица, ответственного за взаимодействие с TRACFIN, изучение отчетной информации и др.); качество исполнения возложенных законодательством обязанностей (информационные базы по клиентам; выявление подозрительных операций, надзор и т. д.).
Одно из основных требований к внутреннему контролю состоит в том, чтобы он не был формальным. Банковская комиссия должна убедиться, что все положения внутреннего контроля применяются на практике. В связи с этим основное внимание при проведении проверки уделяется отчетам о подозрительных операциях.
Французская система подачи отчетов по подозрительным операциям предусматривает ответственность непосредственно кредитной организации за проведение тех или иных операций. Поэтому, с одной стороны, строго определены виды операций и условия, когда должен подаваться отчет, а, с другой — Банковская комиссия требует от кредитных учреждений продуманного подхода, чтобы не блокировать работу ТРАКФИН. В тех случаях, когда кредитная организация самостоятельно принимает решение проводить или нет конкретную операцию, она должна собрать соответствующие аргументирующие документы.
Эффективная система внутреннего контроля не должна занижать число подозрительных операций, но и не переводить все операции в разряд подозрительных.
Что касается методологии проверок вопросов эффективности внутрибанковского контроля в сфере антилегализационной деятельности, здесь нужно отметить ряд моментов. Инспектора изначально получают информацию, как по открытым, так и по закрытым счетам (о владельце счета, его адресе, периоде действия счета, оборотах по нему за последние 6 месяцев), анализируют выписки по счетам особо активных клиентов, а также административную и коммерческую информацию. При этом информация сортируется по важности проведенных операций (операции с наличными денежными средствами, операции с ценными бумагами, переводы с использование систем электронных расчетов, корреспондентские отношения с зарубежными банками и др.) и по содержанию (информация по предъявленным искам, представлению банковских гарантий из офшорных зон). Выявленные нарушения сопоставляются со сведениями, направленными в TRACFIN.
Кроме того, Банковская комиссия в ходе проведения инспекционной проверки оценивает существующие в кредитной организации процедуры и правила по информированию и подготовке персонала в области контроля за операциями по отмыванию денег и финансированию терроризма. В банке должны быть установлены специальные требования к сотрудникам, которые непосредственно общаются с клиентами, и четко определены их должностные обязанности.
В целях автоматизации документарного контроля Банковская комиссия использует анкетирование — так называемые специальные опросники, разработанные в соответствии с требованиями Инструкции. Кредитными организациями в Банковскую комиссию предоставляется три основных опросника как в электронном виде, так и на бумажных носителях с печатями и подписями ответственных лиц. Для каждого вопроса введены свои коэффициенты приоритетности 1, 2, 3. Каждый ответ оценивается в зависимости от приоритетности и важности вопроса, затем все баллы суммируются, и выводится оценка вероятности наступления кризиса в банке. На ее основе Банковская комиссия принимает решение либо признать деятельность кредитной организации удовлетворительной, либо в срочном порядке направить в эту организацию проверку.
Банковская комиссия, разрабатывая такие опросники, старается, как можно детальнее составлять свои вопросы, чтобы получить максимальный объем информации по внедренным и работающим процедурам в банке. На поставленные вопросы есть только три ответа «да», «нет», «не имеет отношения к нашей кредитной организации». В каждом опроснике существует определенная логика представления нескольких сотен вопросов. Они взаимосвязаны и их порядок не случаен. Одни и те же вопросы, но с разными формулировками часто повторяются. Это сделано для того, чтобы уличить банки в случаях их недостоверных ответов.
Новой тенденцией в выявлении проблем у кредитных организаций является внедрение тематических (специализированных) опросников. Например, Банковская комиссия может принять решение о заполнении определенным типом кредитных организаций такого специализированного опросника, ответы на который позволят оценить состояние однотипных кредитных организаций.
Эти анкеты анализируются автоматически, их анализ является одним из основных документов для дальнейшей документальной проверки. Ответы на вопросы позволяют выявить отклонения и нарушения, в частности подозрительные сделки, о которых банк не сообщил в ТРАКФИН. На основе результатов анализа анкет Банковская комиссия может либо сформулировать другие вопросы, либо срочно выйти с проверкой. Поэтому, несмотря на внешний формализм, такой подход дает хорошие результаты.
В рамках своей компетенции Банковская комиссия по результатам инспекционных проверок может применять к кредитным организациям меры воздействия за нарушение требований по противодействию легализации преступных доходов, а также «отсутствие проявления бдительности со стороны учреждения и его системы внутреннего контроля». При этом сведения о применении мер воздействия доводятся до Государственного прокурора.
Существует несколько уровней санкций, применяемых Банковской комиссией к кредитным организациям: рекомендации, предоставляемые кредитной организации в виде письменного документа; предписание, в соответствии с которым кредитная организация в строго установленные сроки обязана выполнить определенные комиссией указания.
Также, Банковская комиссия может принять решение о запрещении на проведение определенных видов операций. Она также имеет право временно приостановить деятельность кредитной организации, ее конкретных сотрудников вплоть до руководителей банка либо назначить временного управляющего, если она считает, что действующее руководство не может выполнять свои обязанности в полном объеме. Крайней мерой, применяемой Банковской комиссией к кредитной организации, является лишение лицензии.