Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Применение логических опорных конспектов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в преподавании географии ЛОК применяются в качестве опор словесных, графических и картографических и играют особую роль в формировании географического мышления. Логические опорные конспекты представляют собой логическое сочетание схем, графиков, рисунков и отдельных слов, позволяющее учащимся выделить главное и существенное в изучаемом материале, а также установить… Читать ещё >

Применение логических опорных конспектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Использование логических опорных конспектов (ЛОК) является традиционным для школьной географии. Возможность их использования была рассмотрена еще Н. Н. Баранским. Вместе с тем, в практической работе учителя ЛОК обычно не применялись. В последние годы, благодаря усилиям новаторов-учителей и методистов ЛОК стали применяться определенными системами не только в виде отдельных уроков, но и целых курсов.

Основная дидактическая идея ЛОК — применение опорных знаний, которые используются в виде отдельных слов, рисунков, графиков, схем и др.

В настоящее время в преподавании географии ЛОК применяются в качестве опор словесных, графических и картографических и играют особую роль в формировании географического мышления. Логические опорные конспекты представляют собой логическое сочетание схем, графиков, рисунков и отдельных слов, позволяющее учащимся выделить главное и существенное в изучаемом материале, а также установить причинно-следственные связи и логику между смысловыми частями учебного материала. ЛОК позволяют учителю проводить многократную индивидуальную проверку знаний, что приводит к успешному усвоению знаний.

Воспроизведение ЛОК в тетрадях учащихся обуславливает активное зрительное восприятие и развивает различные виды памяти.

При подготовке уроков с использованием ЛОК следует учитывать определенную последовательность соблюдения условий:

  • — определять цели урока в качестве планируемых результатов, которые будут получены и проверены в конце урока;
  • — разделить изучаемый материал на отдельные блоки;
  • — разработать системы обозначений (схем, рисунков, графиков);
  • — изобразить содержание смысла всех блоков в виде опор — в форме логического опорного конспекта.

В качестве примера рассмотрим разделение изучаемого материала на смысловые блоки и построение ЛОК по теме «Озера» в курсе географии шестого класса.

  • 1. Понятие «Озеро».
  • 2. Происхождение озерных котловин.

Этот блок целесообразно разделить на смысловые единицы: озера тектонические, остаточные, ледниково-тектонические, запрудные, вулканические, озера-старицы, лиманные.

  • 3. Озера сточные и бессточные. Вода в озере.
  • 4. Значение озер.

Затем разрабатываем условные обозначения опорных знаний в смысловых блоках и изображаем в логической последовательности ЛОК по теме «Озера».

На первом уроке с применением ЛОК целесообразно смысловые блоки определять учителем совместно с учениками во время беседы. На последующих уроках смысловые единицы устанавливаются учащимися самостоятельно после прочтения учебного материала. В качестве домашнего задания учащиеся должны повторить основные смысловые единицы и блоки с помощью ЛОК. На основе работы с картой учащиеся заполняют пропуски примеров и вносят дополнения и изменения в свои ЛОК. Проверка знаний осуществляется также путем применения ЛОК. Эта работа может проводиться попарно, когда учащиеся спрашивают и оценивают друг друга.

Другим видом проверки знаний может быть выполнение учащимися ЛОК на классной доске, а также географические диктанты и работа с карточками. В старших классах ЛОК имеют существенные отличия. Некоторым методистам рекомендуется применять ЛОК совместно с чтением лекций. [2].

Практика использования ЛОК показала необходимость соблюдения определенных требований к их составлению.

  • 1. Лаконичность. ЛОК должен быть минимальным, содержащим не более 180−200 знаков, так как много знаков учащиеся не смогут запомнить.
  • 2. ЛОК должен отличаться логической структурой расположения смысловых блоков и смысловых единиц.
  • 3. Акцентирование основного смысла или идеи ЛОК с помощью более заметных обозначений.
  • 4. При создании ЛОК целесообразно использовать уже знакомые учащимся условные знаки карт, различные символы и так далее.
  • 5. ЛОК должны выражать основные понятия и закономерности, освещенные в учебнике, а также карт школьных атласов и других средств обучения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой