Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема мотивации в психологии и методике преподавания иностранного языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча. Аткинсон выделяет несколько «языков» мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий, математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э. Толмена, Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых, ценность, превращающуюся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Берч рассматривают не реакции… Читать ещё >

Проблема мотивации в психологии и методике преподавания иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение понятия «мотивация». «Мотивация» и «мотив». Виды мотивов

Вопрос необходимости исследования мотивации в изучения иностранного языка, вынуждает нас полностью погрузиться в понимание и решение проблемы мотивации в учебном процессе. Исследовании работ отечественных и зарубежных психологов показывает, что в настоящее время в психологии накоплены данные как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем мотивации. Разберем подробнее на некоторых из основных положений, касающихся непосредственно термина, определения понятия «мотивация» .В одном случае — это совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность. Так, С. Ю. Головин выделяет интересы, ценности и идеалы личности как смыслообразующие факторы мотивации: «У человека источник развития мотивов — это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами» [1]. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990).Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учётом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. Так, В. И. Ковалёв определяет мотивацию следующим образом: «Мотивация-это динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку» [2]. Многочисленные исследования проведены отечественными психологами и методистами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, в ходе исследования отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников, поэтому «проблема формирования устойчивости личности есть прежде всего проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения» [3]; при этом под мотивом автором понимается внутренняя позиция личности: «При этом под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его учиться» [3].

Г. В. Рогова, исследуя внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка, акцентирует внимание на её разновидностях:

  • 1) коммуникативная мотивация — подразумевает интерес к предмету с точки зрения выражения собственного мнения учащимися на уроках иностранного языка;
  • 2) лингвопознавательная — заключается в положительном отношении учащихся к самой языковой материи, к изучению основных свойств языковых знаков;
  • 3) инструментальная мотивация — мотивация, вытекающая из положительного отношения учащихся к определённым видам работы [4].

Исследуя мотивацию как один из важнейших компонентов процесса овладения иностранным языком, Г. В. Рогова определяет мотивацию как «сторону субъективного мира ученика, которая определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями» [4].

Е.П. Ильин, анализируя работы некоторых зарубежных психологов [5] приходит к выводу о своеобразном понимании термина «мотивация» некоторыми авторами. Остановимся подробнее на некоторых аспектах его анализа теорий зарубежных исследователей. Так, К. Левин, разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К. Левиным в «теории поля» понималась категория мотива. Поведение К. Левин объяснял, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в данный временной микроинтервал. К. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организм-среда», сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах.

В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча. Аткинсон выделяет несколько «языков» мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий, математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э. Толмена, Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых, ценность, превращающуюся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Берч рассматривают не реакции, а действия, в том числе и вербальные. Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки, что определяет эффективное состояние и характеристику действий. В теории мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами. Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивации и мотивов, их осознанности, их места в структуре личности. Что касается проблемы деления мотивов на классы, категории, группы, следует отметить, что попытки классифицировать мотивы делались неоднократно и с разных позиций. При этом выделение видов мотивов и их классификация зависят у многих авторов от того, как они понимают сущность мотива. Так, деление мотивов на биологические и социальные, выделение мотивов самоуважения, самоактуализации, мотивов — стремлений к результату (мотивы достижения), мотивов — стремлений к самой деятельности, мотивов к успеху и избеганию неудачи в своей основе базируются на выделении и классификации различных видов потребностей человека (биологических и социальных). В ряде случаев, основой для деления мотивов является принадлежность стимулов, вызывающих потребности, к внешним или внутренним. Так, согласно В. И. Ковалёву, личность имеет две ведущие мотивационные системы: внешнюю и внутреннюю мотивации: «Система внешней мотивации связана с инструментальной деятельностью и внешней системой контроля. При работе этой системы повышение сложности ситуации ведёт к росту напряжённости, которую организм стремится снять. Когда цель инструментальной деятельности достигнута, возникает состояние удовлетворения и релаксации. Система внутренней мотивации — это система самодеятельности и внутреннего контроля, поиска напряжения и трудностей, сопровождаемых интересом и воодушевлением. Отсутствие напряжения в этой системе приводит к скуке и апатии, чего человек всегда стремится избегать» [2]. Г. В. Рогова, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, рассматривает социальные мотивы, определяемые потребностями общества и в совокупности составляющими внешнюю (широкую социальную и узколичную) и внутреннюю мотивацию, которые могут носить положительный и отрицательный характер; а также дальнюю (дискантную, отсроченную) и близкую (актуальную) мотивацию. По мнению автора, социальная мотивация процесса учения связана с «достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, перед дорогими, близкими людьми; с представлением об учении как дороге к освоению больших ценностей культуры, как средстве, позволяющем в более разумной форме сделать людям доброе и полезное, с представлением об учении как пути к осуществлении своего назначения в жизни»; в то время как узколичная мотивация «определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию» [4]. Л. И. Божович выделяет личностные, общественные, эгоистические и общественно значимые мотивы в зависимости от установок личности, её нравственности, направленности [3]. Сюда же следует отнести, по В. И. Ковалёву, «идейные и нравственные мотивы, отражающие убеждения личности, её мировоззрение, нравственные нормы и принципы поведения, а также коллективистские мотивы, которые базируются на таких аттитюдах, установках, как нормы жизни данного коллектива, принятые личностью» [2]. Таким образом, обозначение (название) мотивов в большинстве случаев происходит по ведущему, наиболее ярко выраженному мотиватору. Другой подход к выделению и классификации мотивов — по видам активности, проявляемой человеком: мотивы общения, игры, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности и т. д. Здесь название мотива определяется видом проявляемой активности. Так, С. А. Рубинштейн в своих работах представляет подробное описание мотивов труда, игры и, в частности, акцентирует внимание на мотивах учения: «Мотивы, которые определяют преобладание интереса к тому или иному предмету, многообразны. В основном они сводятся к следующим :1) непосредственный интерес к самому содержанию предмета, к тому содержанию действительности, которое в нём отражается;2) интерес вызывает характер той умственной деятельности, которой требует предмет;3) в некоторых случаях интерес вызывается или, по крайней мере, подкрепляется соответствием склонностям подростка, а также тем, что данные дисциплины хорошо ему даются;4) опосредованный интерес к предмету вызывается, далее, связью его с намеченной в будущем практической деятельностью» [6]. Ещё один распространённый подход к классификации мотивов — с учётом их временной характеристики. С одной стороны, это ситуативные и постоянно (периодически) проявляющиеся мотивы, с другой — это мотивы кратковременные и устойчивые, т.н. мотивационные установки: оперативные — отсроченные для исполнения, и перманентные, долговременные, характеризующие направленность личности (о перманентных Б. М. Теплов говорил как о далекой мотивации в отличие от короткой мотивации, когда человек побуждается к деятельности только ближайшими задачами) [5]. Н. С. Пряжников предлагает следующие примерные варианты и основания классификации мотивов:

  • 1) в зависимости от различных видов потребностей: биологические и социальные; мотивы самоуважения, самоактуализации; стремление к результату (мотивы достижения) и мотивы стремления к самой деятельности; мотивы стремления к успеху и избегания неудачи;
  • 2) по принадлежности стимулов, вызывающих потребности: внешние стимулы; внутренние стимулы;
  • 3) по социальным установкам и направленности личности: личностные и общественные; эгоистические и общественно значимые (включая идейные и нравственные установки, отражающие мировоззрение и убеждения личности;
  • 4) по ведущему мотиватору: однозначные, многозначные (с противоположными мотиваторами);
  • 5) по видам активности-мотивы: общения, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности;
  • 6) с учётом временных характеристик: ситуативные и постоянно действующие; кратковременные и устойчивые мотивационные установки;
  • 7) на основании структуры мотивов: первичные (с абстрактной целью); вторичные — полные (с присутствием компонентов из всех блоков потребностного, «внутреннего фильтра», и целевого) и укороченные (без участия блока «внутреннего фильтра») [7]. Таким образом, Н. С. Пряжников предлагает достаточно обширную классификацию мотивов, хотя автор признаёт, что «единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов нет. Классификации мотивов могут быть разными в зависимости от целей исследования» [7]

Е.П. Ильин выделяет мотивы на основании их структуры: первичные (абстрактные) — с наличием только абстрактной цели, вторичные — с наличием конкретной цели; последние делятся на полные (с присутствием компонентов из всех блоков: потребностного, «внутреннего фильтра» и целевого) и укороченные (сформировавшиеся без участия блока «внутреннего фильтра»)[5].

Таковы основные положения относительно классификации мотивов в работах современных представителей психологической школы. В целом же, классификации мотивов могут быть разными в зависимости от целей исследователя, угла рассмотрения вопроса и т. п.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой