При выборе того или иного обучения существенную роль играет его стоимость. Бюджет на обучение находится в прямой зависимости от количества обучающихся, их места в организации и от того, насколько велика потребность организации в этом обучении и этом работнике.
Затраты на обучение персонала — это издержки организации на процесс целенаправленного формирования знаний, умения и навыков работников, позволяющих реализовывать стратегию развития организации.
Так как для ООО «Риас» необходимо применить долгосрочную программу (курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки, курсы, рассчитанные более чем на год, например высшее образование и поствузовское обучение), рассчитанную на 72 часа, следует рассчитать затраты следующим образом (табл. 3.3):
Таблица 3.3 — Определение затрат на повышение квалификации и переобучение персонала.
|
Мероприятия. | Исполнитель. | Сроки. | Затраты, руб./чел. |
1. Повышение квалификации персонала. |
1.1 Курсы. | Менеджер по персоналу, приглашенные специалисты. | | |
1.2 Тренинги. | | |
1.3 Чтение лекций. | | |
1.4 Деловые игры. | | |
Итого: | |
2. Переподготовка персонала. |
2.1 Демонстрация и практика под руководством. | Менеджер по персоналу, сотрудник компании. | | |
2.2 Деловые игры. | Менеджер по персоналу, сотрудник компании. | | |
Итого: | |
Всего: | |
Итак, посчитаем эффективность, в соответствии с поставленными целями.
Показатель, характеризующий результативность деятельности по данным направлениям (Рк), напрямую зависящий от процента работников, повысивших качество и эффективность работы после обучения можно оценить следующим образом (формула 3.1).
где Р1 — количество работников, повысивших качество и эффективность работы после обучения;
Р2 — количество работников, прошедших обучение за отчетный период.
На ООО «Риас» за отчетный период обучилось 12 человек, из них 10 работников повысили эффективность труда, тогда эффективность составит:
В этом случае Рк = 83%.
Качество работы менеджера по персоналу, ответственного за выбор или подготовку программы обучения персонала, оцениваются по формуле 3.2:
где Кк — коэффициент качества подбора обучения для сотрудников компании;
К1 — количество сотрудников, прошедших обучение;
К2 — количество сотрудников, не принесших в компанию рациональных предложений.
Для ООО «Риас» данный показатель составил 66% (более 50%), т. е. сотрудники после прохождения обучения получили знания и применили их для совершенствования компании. Таким образом, можно считать, что обучение подобрано качественно — развитие сотрудника повлияло на его результативность.