Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фрагмент разработки урока на тему Имя существительное как часть речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сначала используем слова из нашего словарного диктанта. Я называю слово, а вы поднимаете сигнальную карточку с вариантом ответа: Книга, лед, беготня, желтизна, радость, чернила, борьба, голубизна, брошюра, обаяние, телеграмма, капрон, изучение, новизна, храбрость. Итак, мы ответили на первый вопрос, существительное обозначает предмет в широком смысле слова или имеет значение предмета. Прочитайте… Читать ещё >

Фрагмент разработки урока на тему Имя существительное как часть речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема: Имя существительное как часть речи Тип урока по содержанию: морфология Тип урока по цели: объяснение нового материала Цель урока: знать характеристику имени существительного как части речи Задачи:

Знать: что такое имя существительное, его грамматические особенности Понимать: что обозначает имя существительное Уметь: находить существительные в тексте, определять их синтаксическую роль, морфологические признаки.

Оборудование: учебник, сигнальные карточки, презентации.

План урока Организационный момент Повторение изученного материала.

  • 1) Устный опрос
  • 2) Работа с дидактическим материалом в парах
  • 3) Словарный диктант

Сообщение темы и цели урока Объяснение нового материала Работа со стихотворением Выборочно-распределительный диктант Диктант с сигнальными карточками «Род имени существительного».

Ход урока Организационный момент Повторение изученного материала.

  • — На предыдущих занятиях мы начали изучать большой раздел, который называется «Морфология»
  • 1) устный опрос
  • — Что изучает этот раздел? (Части речи)
  • — А на какие две большие группы делятся части речи в русском языке?
  • (Самостоятельные и служебные)
  • — А какая часть речи стоит особняком, т. е. не относится ни к какой из групп? (междометие)
  • — Теперь давайте повторим этот материал.
  • 2) работа с дидактическим материалом
  • — Сейчас будет работа в парах. (На доске с помощью проектора выведен слайд 1). Обратимся к слайду на доске. Послушайте задание: учащимуся дали задание распределить части речи на самостоятельные и служебные. Он это задание выполнил. А вам необходимо найти ошибки и переместить часть речи в тот столбик, где она должна находиться. Верный вариант записать в свою тетрадь.

Времени на выполнение задания у вас 3 минуты.

  • (даю время)
  • — Начнем проверку. Прочитайте сначала самостоятельные части речи, а потом служебные. Давайте убедимся в правильности решения задачи. Обратимся снова к доске. (на ней уже слайд 2 с верным ответом).
  • — Сейчас я проверю, как вы умеете определять части речи.
  • 3) словарный диктант

Для этого запишем словарный диктант. Ваша задача в строчку, через запятую записать слова:

Считать, результат, героизм, жюри, аккуратный, библиотека, помощник, превратить.

  • — Давайте проверим написание слов. Для этого откройте ваш учебник на странице 255, раздел «Пиши правильно».
  • — Подпишите, пожалуйста, части речи.
  • -Прочитайте сначала глаголы; прилагательные; наречия.
  • — Какая часть речи осталась?
  • (Имя существительное)
  • -Прочитайте слова этой части речи и сосчитайте, сколько существительных встретилось в нашем словарном диктанте.
  • (5 существительных)
  • — Учащиеся, не случайно в нашем диктанте встретилось такое большое количество имен существительных, а именно половина. Это можно объяснить двумя причинами:
  • — во-первых, имя существительное — важнейшая часть речи. Имена существительными мы называем предметы окружающего нас мира, а их очень много. И вот, что интересно. На сто слов нашего языка приходится 40 имен существительных. А это почти половина.

Объяснение темы и цели урока.

— во-вторых, тема нашего сегодняшнего урока — «Имя существительное как часть речи».

Цель нашего занятия, дать характеристику этой части речи.

Для этого нам необходимо ответить на три главных вопроса (слайд 3).

Что обозначает имя существительное?

Какими признаками обладает?

Какую роль в предложении выполняет?

— Давайте прочитаем эти вопросы.

Объяснение нового материала.

  • — А теперь давайте обратимся к учебнику. Откройте его на стр. 82. Прочитайте вслух определение имени существительного.
  • — Сейчас обратимся опять к экрану (слайд 4). На нем вы видите стихотворение А. Косоговского.
  • — Прочитайте его сначала про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.
  • 1) Работа со стихотворением
  • — Назовите имена существительные, которые вы нашли в этом стихотворение.
  • (школа, ученики, портфель, книги, ручки, дневники, открытие)
  • — Как вы отличили имя существительное от других частей речи?
  • (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
  • — Прочитайте существительные, отвечающие на вопрос кто? (ученики)
  • — Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? называются одушевленными, к ним относятся названия лиц и животных.
  • — Приведите примеры таких существительных.
  • — Прочитайте из стихотворения существительные, отвечающие на вопрос что? (школа, портфель, книга, ручка, дневник, открытие)
  • — Как называются такие существительные? (неодушевленные)
  • — А теперь обратимся вновь к учебнику. Прочитайте общее грамматическое значение имени существительного. Назовите его. (значение предмета)
  • — Сейчас попробуем убедиться в этом. (слайд 5)

Существительное может обозначать:

Конкретные предметы Явления Предмет как признак Предмет как действие Вещества.

  • — Сделайте в своих тетрадях нумерацию в столбик от 1 до 5.
  • 2) Выборочно-распределительный диктант
  • — Я буду называть имена существительные, а вы будете записывать их под нужной цифрой.

Книга, лед, беготня, желтизна, радость, чернила, борьба, голубизна, брошюра, обаяние, телеграмма, капрон, изучение, новизна, храбрость.

Давайте себя проверим. (слайд 6).

  • — Итак, мы ответили на первый вопрос, существительное обозначает предмет в широком смысле слова или имеет значение предмета.
  • 3) Диктант с сигнальными карточками
  • -Теперь мы должны с вами вспомнить о тех признаках имени существительного, которые вам известны еще из начальной школы.
  • -Вспомните, какими постоянными признаками обладает имя существительное? (род, склонение)
  • — А как изменяется имя существительное? (по числам и падежам)
  • — Сейчас повторим род имен существительных. Для этого проведем устно диктант с сигнальными карточками.
  • -Сначала используем слова из нашего словарного диктанта. Я называю слово, а вы поднимаете сигнальную карточку с вариантом ответа:

Результат, героизм, жюри, библиотека, помощник, артиллерия, телевидение, санаторий, жонглер, дискуссия, парашют, привычка, впечатление.

  • — Ребята, а для чего нужно знать род имен существительных?
  • (чтобы правильно определить склонение)
  • — А на что еще нужно обратить внимание?
  • (на окончание имени существительного в именительном падеже)
  • -Хорошо, теперь обратимся к упражнению 731 в учебнике.
  • 4) Упражнение 731
  • -Сначала прочитайте текст.
  • — О чем этот текст? (о природе)
  • — А какие удивительные вещи создает природа?
  • — А разве нужно обязательно нагибаться, чтобы разглядеть все удивительные вещи, нас окружающие?
  • — Спишите это предложение, вставляя пропущенные буквы.
  • — Теперь вам необходимо определить склонение всех имен существительных и подписать его.
  • — А теперь давайте определим с вами те признаки имени существительного, которые являются непостоянными? (число, падеж)
  • — Падеж подпишем над имена существительными.
  • — Итак, давайте еще раз обратимся к вопросам на слайде 3.
  • — Назовите еще раз постоянные признаки имени существительного.
  • — Непостоянные?
  • — А на какой вопрос мы еще не дали ответ в нашем уроке?
  • (не определили синтаксическую роль имени существительного)
  • — Для этого в упражнение подчеркните существительные как члены предложения.
  • — Какую же синтаксическую роль может играть существительное в предложении? (подлежащее, дополнение, сказуемое)
  • — Ребята, чаще всего существительное выполняет в предложении роль подлежащего или дополнения. Хотя, существительное может быть любым членом предложения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой