Административный и финансово-экономический механизм управления энергосбережением
Одним из инструментов административного управления является проведение энергетического аудита. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов более 1,5 тысяч тонн условного топлива. На основании проведенного обследования предприятие может оформить… Читать ещё >
Административный и финансово-экономический механизм управления энергосбережением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В статье 5 «Закона об энергосбережении» в качестве одного из основных принципов государственного управления записано положение о создании системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия. Структура системы финансово-экономических механизмом также их содержание определяются природой, структурой социально-экономических отношений в стране и ее национальными особенностями и традициями.
В Республике Беларусь начало 90-х г. явилось рубежом перехода от командного типа экономики, при котором все решения в области производства и распределения принимает государство, к рыночным отношениям. В настоящий период экономика Беларуси находится в сложном переходном состоянии и обладает элементами как рыночной, так и командной системы. При этом в республике выбран постепенный эволюционный путь перехода к рыночным отношениям, что обуславливает сохранение преимущественно прямого государственного управления в таких определяющих секторах экономики, как энергетика. Однако динамичный характер становления экономики нового типа диктует постоянные изменения, адаптацию финансово-экономических механизмов реализации государственной политики энергосбережения. Рынок — это процесс взаимодействия продавцов товара и потребителей, посредством которого определяется его цена и распределение.
Предметом особого внимания энергетической стратегии Республики Беларусь являются следующие проблемы:
- 1) высокая энергоемкость ВВП, которая не позволяет снизить цены на продукцию народного хозяйства республики и обеспечить ее конкурентоспособность;
- 2) критическое финансовое положение отраслей ТЭК;
- 3) несовершенство ценовой, налоговой и финансовой политики государства в отраслях ТЭК, не обеспечивающее их самофинансирование;
- 4) дефицит инвестиций в ТЭК, приводящий к несвоевременному замещению выбывающих мощностей;
- 5) повышение надежности топливообеспечения республики за счет включения новых видов топлива (угля, ядерного топлива и др.) в топливный баланс республики и расширение номенклатуры поставщиков топлива;
- 6) отсутствие современной нормативно-законодательной базы функционирования отраслей ТЭК;
- 7) несовершенство производственной структуры ТЭК в условиях рыночной экономики;
- 8) недостаточная производственная база, но выпуску комплектующих, запасных частей, вспомогательного энергетического и энергосберегающего оборудования.
- 27 октября 2000 года Совет Министров республики принял постановление № 1667, которым одобрил «Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на 2001 — 2005 годы и на период до 2015 года» .
Формирование основ энергетической стратегии в Беларуси целенаправленно ведется с 1992 года, когда правительство республики одобрило «Энергетическую программу Республики Беларусь па период до 2010 года» .
Основными инструментами финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются:
- * формы и инструменты финансирования энергосбере-гающих мероприятий;
- * кредитный механизм энергосбережения;
- * режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;
- * тарифы на энергию
- * энергетические налоги.
Реализация финансово-экономического механизма энерго-сбережения в Беларуси, призванного создать систему экономиче-ской заинтересованности в реализации мероприятий по энерго-сбережению, осуществляется следующим образом:
- 1. Создан фонд «Энергосбережение», оказывающий адрес-ную поддержку юридическим и физическим лицам при осущест-влении ими мероприятий, направленных на повышение эффек-тивности использования топливно-энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению.
- 2. Разработаны и приняты нормативные документы, регули-рующие вопросы финансирования энергосберегающих меро-приятий, такие как:
- * Постановление о мерах по экономическому стимулиро-ванию деятельности субъектов хозяйствования, направленной на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и освоение энергои ресурсосберегающих технологий от 31.03.1998, № 504;
- * Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.1996, № 85 «Об утверждении порядка премирования ру-ководителей организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, за результаты выполнения мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов;
- * Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.1998, № 58 «О внесении изменений и дополнений в По-рядок премирования руководителей организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, за результаты выполнения меро-приятий по экономии топливно-энергетических ресурсов»;
- * Рекомендации по условиям и порядку премирования на предприятиях и организациях за экономию топливно-энергетических ресурсов;
- * Приказ об утверждении порядка выдачи и возврата кре-дитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению в 1999 г.
от 12.04.99, № 83/31;
- * Порядок выдачи и возврата кредитов субъектам хозяй-ствования на выполнение мероприятий по энергосбережению;
- * Письмо Госкомэнергосбережения от 25.05.99, № 04−11/132 о финансировании программ энергосбережения в 1999 го-ду;
- * Письмо Госкомэнергосбережения от 13.12.99, № 04−11/309 о разработке и финансировании программ энергосбереже-ния;
- * Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.11.1998, № 1731 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнении республиканских отраслевых и регио-нальных программ энергосбережении»;
- * Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.1999, № 1150 «О проведении государственной комплекс-ной экспертизы инвестиционных проектов».
- 3. В 1996 году была введена система определения и кон-троля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для министерств, других республиканских органов управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей республики и г. Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996 году была также установлена го-сударственная статистическая отчетность о выполнении меро-приятий по энергосбережению.
Реализация потенциала энергосбережения в республике проводилась в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в программе по энергосбережению на 1996;2000г.г., такими как:
- * модернизация и повышение эффективности котельных;
- * внедрение парогазовых и газотурбинных установок;
- * оптимизация режимов и схем теплоснабжения;
- * перевод паровых котлов в водогрейный режим;
- * замена электрокотельных на более экономичные тепло-источники;
- * внедрение систем учета и регулирования электроэнергии;
- * использование вторичных энергоресурсов;
- * уменьшение потерь при передаче электроэнергии;
- * внедрение частотно-регулируемых приводов;
- * установка энергоэкономичных осветительных устройств;
- * внедрение новых энергосберегающих технологий, обо-рудования, материалов; энергосбережение управление финансовый экономический
- * внедрение нетрадиционных и возобновляемых источни-ков энергии;
- * реализация экономического механизма стимулирования работ по энергосбережению.
- 4. Финансирование мероприятий по энергосбережению в 1996;2000 годах осуществлялось в рамках Перечня энергосбере-гающих мероприятий республиканского значения, Государствен-ной научно-технической программы «Энергосбережение», регио-нальных и отраслевых программ энергосбережения по приори-тетным направлениям, определенным постановлениями Совета Министров Республики Беларусь № 391 от 13.06.96 и № 965 от 19. 06.98.
Источниками финансирования мероприятий по энергосбережению являются:
- * собственные средства предприятий;
- * средства инновационного фонда концерна «Белэнерго» и отраслевых инновационных фондов;
- * средства целевого бюджетного фонда «Энергосбереже-ние»;
- * средства фондов «Энергои ресурсосбережение»;
- * республиканский и местный бюджет;
- * средства займа Всемирного банка.
На протяжении 1996;2000 годов финансирование меро-приятий по энергосбережению за счет собственных средств предприятий составило 42−44% от общего объема.
Объемы финансирования энергосберегающих мероприятий за счет средств инновационных фондов ежегодно определялись постановлением Правительства о реализации бюджета Республики Беларусь на соответствующий год и составили 42−45% от общего объема финансирования.
Использование средств бюджетного фонда «Энергосбережение» осуществлялось в соответствии со Сметой расходов. Предпочтение при выделении средств имели организации и учреждения бюджетной сферы и дотируемые из бюджета предприятия.
5. С 1998 года субъектам хозяйствования, не зависимо от формы собственности, разрешено включать в себестоимость продукции в течение года после внедрения энергои ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах «Энергои ресурсосбережение». Средства таких фондов можно использовать на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), работ по внедрению энергои ресурсосберегающих мероприятий и технологий, возврат банкам, полученных на цели энергои ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до 50% средств указанного фонда можно использовать на премирование.
Часть средств местных бюджетов использовалась на финансирование установки приборов группового учета топливно-энергетических ресурсов, замену неэкономичных котлов, тепловую реабилитацию зданий (8−9% от общего объема финансирования).
6. Кроме перечисленных выше инструментов финансово-экономического регулирования энергосбережением, одним из важнейших инструментов такого управления является тарифообразование в энергетике, речь о котором пойдет в теме с соответствующим названием.
Административное регулирование энергосбережением базируется на созданной в республике в 1996;2000 годах структуре управления энергосбережением:
- — Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору;
- — Областные и Минское городское управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
- — Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;
- — Экспертный совет при Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому надзору;
- — Государственные предприятия «Белэнергосбережение» и «Белинвестэнергосбережение».
Основное место в административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, суть которого состоит в разработке и принятии законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих участников процессов энергопроизводства и энергопотребления к осуществлению энергоэффективных мероприятий. Эти акты и формируют законодательную базу энергосбережения, включающую следующие основные документы:
- — Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении», принятый 15 июля 1998 года;
- — Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», определяющий ответственность должностных лиц за нерациональное использование топлива и энергии.
После вступления в силу Закона «Об энергосбережении» Правительством были приняты постановления определяющие механизмы реализации основных положений данного Закона.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2001 № 56 «О Республиканской программе энергосбережения на 2001;2005 годы» в целях регламентирования единых методических подходов к нормированию расходов топливно-энергетических ресурсов на производство единицы продукции (работ, услуг) в народном хозяйстве Республики Беларусь Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь утверждено Положение о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь. На основании этого документа разрабатываются нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии на единицу выпускаемой продукции (работ, услуг) для каждого министерства, ведомства, которые впоследствии доводятся до всех субъектов хозяйствования.
В Беларуси также разработаны и действуют нормативные сопротивления теплопередаче через ограждающие конструкции зданий и сооружений. Они должны гарантировать теплопотери ниже максимально допустимого уровня при проектировании и строительстве новых зданий.
Одним из инструментов административного управления является проведение энергетического аудита. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов более 1,5 тысяч тонн условного топлива. На основании проведенного обследования предприятие может оформить энергетический паспорт, в котором приводятся такие сведения как объем ТЭР, электрической и тепловой энергии, поступающий на предприятие; расход топлива, тепловой и электрической энергии в каждом структурном подразделении предприятия; использование топлива, тепловой и электрической энергии на каждом технологическом процессе и т. п. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь оформление такого документа пока не носит обязательный характер.
Основными инструментами финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются:
- — формы и инструменты финансирования энергосберегающих мероприятий;
- — кредитный механизм энергосбережения;
- — режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;
- — тарифы на энергию
- — энергетические налоги.
Реализация финансово-экономического механизма энергосбережения в Беларуси, призванного создать систему экономической заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению, осуществляется следующим образом:
- 1. Создан фонд «Энергосбережение», оказывающий адресную поддержку юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению.
- 2. Разработаны и приняты нормативные документы, регулирующие вопросы финансирования энергосберегающих мероприятий.
- 3. В 1996 году была введена система определения и контроля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для министерств, других республиканских органов управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей республики и г. Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996 году была также установлена государственная статистическая отчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению.
Реализация потенциала энергосбережения в республике проводилась в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в программе по энергосбережению:
- — модернизация и повышение эффективности котельных;
- — внедрение парогазовых и газотурбинных установок;
- — оптимизация режимов и схем теплоснабжения;
- — перевод паровых котлов в водогрейный режим;
- — замена электрокотельных на более экономичные теплоисточники;
- — внедрение систем учета и регулирования электроэнергии;
- — использование вторичных энергоресурсов;
- — уменьшение потерь при передаче электроэнергии;
- — внедрение частотно-регулируемых приводов;
- — установка энергоэкономичных осветительных устройств;
- -внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования, материалов;
- — внедрение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
- -реализация экономического механизма стимулирования работ по энергосбережению.
- 4. Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществлялось в рамках Перечня энергосберегающих мероприятий республиканского значения, Государственной научно-технической программы «Энергосбережение», региональных и отраслевых программ энергосбережения по приоритетным направлениям.
Источниками финансирования мероприятий по энергосбережению являются:
- — собственные средства предприятий;
- — средства инновационного фонда концерна «Белэнерго» и отраслевых инновационных фондов;
- — средства целевого бюджетного фонда «Энергосбережение»;
- — средства фондов «Энергои ресурсосбережение»;
- — республиканский и местный бюджет;
- — средства займа Всемирного банка.
Список использованных источников
- 1. Барышев В., Трутаев В. Источник энергии — в ее экономии // Белор. думка. 1997.
- 2. Герасимов В. В. Основные направления развития энергетики Республики Беларусь // Нестор-вестник-НВ. 1997.
- 3. Основы энергосбережения: Учеб. пособие / М. В. Самойлов, В. В. Паневчик, А. Н. Ковалев. 2-е изд., стереотип. — Мн.: БГЭУ, 2002. — 198 с.
- 4. Стандартизация энергопотребления — основа энергосбережения / П. П. Безруков, Е. В. Пашков, Ю. А. Церерин, М. Б. Плущевский //Стандарты и качество. 1993.