Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ организации работы по учету основных средств в ОАО «АСМ-Запчасть»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поступающие на предприятие основные средства принимает комиссия, назначенная приказом директора предприятия от 18.02.2006 г. № 14. Комиссия назначается в зависимости от того, к какой группе принадлежит основное средство. Для оформления приемки, структурное подразделение, которое приобретает объект основных средств составляет акт (накладную) приемки — передачи основного средства (форма ОС-1… Читать ещё >

Анализ организации работы по учету основных средств в ОАО «АСМ-Запчасть» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бухгалтерский учёт на предприятии осуществляется бухгалтерией являющейся самостоятельным структурным подразделением предприятия, организация и ведение бухгалтерского учёта осуществляется через систему учётных регистров, сальдо — оборотных ведомостей, аналитических карточек в соответствии с инструкцией по использованию действующего плана счетов бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учет наличия и движения собственных основных средств в ОАО «АСМ-Запчасть» ведется на активном инвентарном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости действующих или находящихся в запасе и на консервации основных средств организации, оборот по дебету — поступление, по кредиту — выбытие объектов по различным причинам.

Основным способом поступления основных средств является их покупка за безналичный и наличный расчет у сторонних предприятий и организаций, а так же передача основных средств от управляющей компании «Сибагромаш» В зависимости от того, к какой подгруппе принадлежит основное средство, его закупкой могут заниматься различные подразделения.

Например, приобретением вычислительной технике занимается отдел Автоматизированных систем управления предприятия, обязанность приобретения хозяйственного инвентаря возложена на хозяйственно — административный отдел, покупкой энергетического оборудования занимается отдел энергетика.

Структура документооборота на предприятии на участке по учету ОС.

1. Поступление основных средств, купленных за безналичный расчет, сопровождается накладной и счетом — фактурой. На основании этих документов бухгалтер основных средств ежемесячно составляет реестр основных средств, куда вносятся следующие данные: наименование основного средства, поставщик, структурное подразделение, получившее основное средство, порядковый номер акта приемки — передачи основных средств и стоимость основного средства без НДС. Данные реестр вместе с приложенными счетами — фактурами и накладными передаются бухгалтеру по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Например, в марте 2010 г. отделом сбыта был приобретен компьютер на общую сумму 12 706,8 руб.

Дт 08 Кт 60 — приобретен компьютер на сумму 10 589 руб.

Дт 19 Кт 60 -НДС по приобретенному компьютеру 2117,8 руб.

2. Основные средства, купленные за наличный расчет оформляются актом приема — передачи основных средств, который составляется в трех экземплярах и один экземпляр прикладывается к авансовому отчету лица, купившего основное средство.

Например, в марте 2011 г. в ПРБ приобретено кресло.

Дт 08 Кт 71 — приобретено кресло на сумму 3280 руб.

3. Поступающие на предприятие основные средства принимает комиссия, назначенная приказом директора предприятия от 18.02.2006 г. № 14. Комиссия назначается в зависимости от того, к какой группе принадлежит основное средство. Для оформления приемки, структурное подразделение, которое приобретает объект основных средств составляет акт (накладную) приемки — передачи основного средства (форма ОС-1). Данный акт составляется в двух экземплярах. Акт приемки — передачи составляется на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов составляется только в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же структурного подразделения. В акте указывается: наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткая характеристика объекта, первоначальная стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств. Оформленный, подписанный комиссией и утвержденный инженером акт приемки — передачи вместе со счетом — фактурой и накладной передается бухгалтеру по учету основных средств, а один экземпляр акта остается в подразделении.

Дт 01 Кт 08 — принятие к учету компьютера на сумму 10 589 руб.

Дт 01 Кт 08 — принятие к учету кресла на сумму 3280 руб.

Передача основных средств из одного структурного подразделения в другое осуществляется также при помощи накладной на внутреннее перемещение основных средств, которая подписывается только принимающей и передающей стороной и не утверждается инженером предприятия. Данная накладная составляется в трех экземплярах. По одному экземпляру остается у принимающей и передающей стороны, один экземпляр соответственно передается бухгалтеру основных средств.

  • 4. На основании акта приема — передачи основных средств заполняется инвентарная карточка учета основных средств (см. приложение 2), куда вносятся наименование основного средства, его первоначальная стоимость, норма и код амортизационных отчислений и другие сведения.
  • 5. Согласно учетной политике основные средства со сроком службы больше года и стоимостью менее 40 000 рублей списываются на затраты на производство: «П.8 Объекты основных средств, используемые организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеющие стоимость не более 20 тыс. руб. за единицу, списываются на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию на соответствующие статьи затрат».

Данное списание отражается следующими проводками:

Дт 26 Кт 01 — списывается на производство кресло, приобретенное ПРБ на сумму 3280 руб.

Кроме 26 счета списание может производиться на 23 счет (вспомогательные цеха) и 25 счет (цеха основного производства).

В организации принят линейный метод начисления амортизации по основным средствам. В учетной политике это находит отражение в следующих пунктах:

П. 9 Амортизация основных средств начисляется линейным способом в соответствие со сроком полезного использования объектов основных средств, устанавливаемого при принятии объекта к учету.

П. 10 По основным средствам, принятым к бухгалтерскому учету до 1.01.2002 применять нормы амортизации, согласно Постановления Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

По основным средствам, принятым к учету после 1.01.02 норму амортизации определять исходя из срока полезного использования в рамках диапазона установленного Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства от 01.01.02 № 1.

Начисление амортизации по основным средствам «АСМ-Запчасть» производится в нескольких регистрах. Отдельно учитывается изменение амортизации за счет вновь поступивших и выбывших основных средств и достигших 100% амортизации в текущем месяце. Кроме того, отдельно учитывается амортизация по транспортным средствам, которая начисляется в зависимости от пробега, и по арендованным площадям, здесь начисление амортизации производится отдельно по каждому арендатору. На основании всех этих регистров формируется единый сводный регистр, который используется для заполнения журнала — ордера по счету 02 «Амортизация основных средств».

Амортизация, в зависимости от того, к какому подразделению принадлежит основное средство, относится на различные счета затрат.

Например, начислена амортизация по компьютеру, приобретенному отделом сбыта. Компьютер приобретен в марте 2010 г., согласно Классификации основных средств № 1 от 01.01.02 он относиться к третьей группе, срок его полезного использования равен 48 месяцам, следовательно, амортизация компьютера за месяц составит 2,08%, а за год соответственно 25%. Сумма амортизации за месяц равна 10 589 руб. * 2,08% = 220,25 руб.

Дт 23 Кт 02 — начислена амортизация за месяц 220,25 руб.

7. Операции по списанию основных средств на данном предприятии оформляются актом на списание основных средств (форма ОС-4) (приложение 4). В акте указывается состояние и причина списание объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей полученных от ликвидации объекта, результат от списания. В графе на основании чего производится списание, записывается номер и дата распоряжения, которое издают цеха и отделы, списывающие основные средства. В данном распоряжении указываются основные средства, подлежащие списанию, распоряжение подписывается начальником структурного подразделения, производящее списание. Копия данного распоряжения направляется бухгалтеру основных средств. Почти все основные средства, списываемые на предприятии, имеют 100% амортизацию, это подтверждает своей визой бухгалтер по учету основных средств. В случае если, основное средство не достигло 100% амортизации, но не годиться для дальнейшей эксплуатации, необходимость его списания подтверждается актом технического освидетельствования, где указывается, что объект вышел из строя и ремонту не подлежит.

Например, списывается шлифовальный станок, первоначальная стоимость которого 5898 руб. Данный станок имеет 100% амортизацию.

Дт 91/2 Кт 01 — списывается первоначальная стоимость шлифовального станка 5898 руб.;

Дт 02 Кт 91/2 — списывается амортизация шлифовального станка 5898 руб.

Если от списания основного средства был получен металлолом, то бухгалтер основных средств узнает цену на него в материальном отделе, рассчитывает стоимость металлолома.

Например, при списании шлифовального станка был получен металлолом на сумму 10,50 руб.

Дт 10 Кт 91/1 — приходуется металлом, полученный при списании шлифовального станка на сумму 10,50 руб.

  • 8. Реализация основных средств оформляется на предприятии следующими документами:
  • 1. товарно — транспортной накладной;
  • 2. счетом — фактурой.

К этим документам также прикладывается платежное поручение и доверенность покупающей стороны.

8. На основании всех проходящих в месяце документов бухгалтер основных средств формирует ведомость и журнал — ордер по 01 счету. А затем вносит изменения электронную базу данных основных средств (заносит новые основные средства, осуществляет переброску из одного структурного подразделения в другое, убирает ликвидированные и реализованные основные средства).

По окончании квартала на предприятии формируются квартальные отчеты по основным средствам. Бухгалтер основных средств дает сведения заместителю главного бухгалтера по основным средствам, относящимся к непроизводственной сфере, по дорогам, находящимся на балансе организации и основным средствам, использующимся при охране природы. Эти данные необходимы для расчета льготы по налогу на имущество. Так же ежеквартально предоставляются данные по остаточной стоимости площадей, находящихся в аренде. Ежеквартально остаточная стоимость основных средств отражается по строке 120 Формы № 1 Бухгалтерского баланса.

Ежегодно по основным средствам составляются следующие виды отчетов. Форма № 5 Приложение к бухгалтерскому балансу, где основным средствам посвящен раздел 3 Амортизируемое имущество и справка к данному разделу.

В данном виде отчета отражается движение основных средств в течение года по отдельным субсчетам 01 счета. В справке к разделу 3 указываются арендованные основные средства, основные средства, переданные на консервацию, амортизация основных средств, а также стоимость амортизируемого имущества, по которому амортизация не начисляется.

Так же ежегодно по основным средствам заполнятся Форма № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов», данная форма относится к статистической отчетности. В ней более подробно, чем в Форме № 5 отражается движение основных средств, амортизация и затраты на капитальный ремонт. С 2002 года в Форму № 11 добавлен раздел посвященный налоговому учету основных средств. Кроме этого, поскольку предприятие является ФГУП и находится в ведомственном подчинении Российского агентства по системам управления, ежегодно в Министерство Имущественных отношений сдается перечень движимого и недвижимого, а так же Карта учета федерального имущества, для того, что бы данные ведомства могли осуществлять контроль за принадлежащим им недвижимым имуществом.

Бухгалтерские записи, сделанные бухгалтерией предприятия отражены в таблице 2.7.

Таблица 2.7

Хозяйственные операции по приобретению основного средства ОАО «АСМЗапчасть» .

Содержание операций.

Дебет.

Кредит.

Сумма, руб.

Первичный документ — основание.

Бухгалтерские записи в марте 2010 г.

Получено оборудование от продавца (118 000 — 18 000).

Отгрузочные документы продавца.

Отражена сумма НДС, предъявленная продавцом.

19−1.

Счет-фактура.

Оборудование введено в эксплуатацию.

Акт о приеме-передаче объекта основных средств.

Произведена частичная оплата оборудования.

Выписка банка порасчетному счету.

Бухгалтерская запись в апреле 2010 г.

Произведена частичная оплата оборудования.

Выписка банка порасчетному счету.

Бухгалтерские записи в июне 2010 г.

Произведен окончательный расчет за оборудование.

Выписка банка порасчетному счету.

Принят к вычету НДС, оборудования.

19−1.

Счет-фактура, расчетному счету.

Рассмотрим учет выбытия объекта основных средств в ОАО «АСМ-Запчасть» на конкретном примере.

Организация в феврале 2010 г. приобрела, оплатила и ввела в эксплуатацию основное средство стоимостью 70 800 руб. (в том числе НДС 10 800 руб.). В январе 2011 г. организация продала вышеуказанное основное средство за 60 000 руб., в том числе НДС. В приведенной таблице бухгалтерских записей используются следующие наименования субсчетов, открытых к балансовому счету 01:

  • — 01−1 «Основные средства в эксплуатации»; - 01−2 «Выбытие основных средств». К балансовому счету 68:
  • — 68−1 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  • — 68−2 «Расчеты по НДС».

Рассмотрим отражение хозяйственных операций по выбытию ОС, таблица 2.9.

Таблица 2.8

Хозяйственные операции по выбытию объекта основных средств ОАО «АСМзапчасть» .

Содержание операций.

Дебет.

Кредит.

Сумма, руб.

Первичный документ.

Бухгалтерские записи, связанные с продажей основного средства.

Списана первоначальная стоимость выбывающего основного средства.

01−2.

01−1.

Акт о приемепередаче объекта основных средств.

Списана сумма накопленной амортизации (1475 * 11).

01−2.

Акт о приемепередаче объекта основных средств.

Списана остаточная стоимость выбывающего основного средства (70 800 — 16 225).

91−2.

01−2.

Акт о приемепередаче объекта основных средств.

Отражена выручка от продажи ОС.

91−1.

Накладная.

Содержание операций.

Дебет.

Кредит.

Сумма, руб.

Первичный документ.

Начислен НДС по реализации объекта ОС.

91−2.

68−2.

Счет-фактура.

Заключительными оборотами месяца отражен финансовый результат от продажи ОС.

91−9.

Бухгалтерская справка-расчет.

На расчетный счет поступила оплата от покупателя.

Выписка банка по р/счету.

Анализ движения основных средств ОАО «АСМЗапчасть» проводится на основе следующих показателей:

коэффициентов поступления (ввода) основных средств, коэффициентов обновления, коэффициентов выбытия, коэффициентов ликвидации, коэффициентов расширения.

Для характеристики технического состояния основных средств рассчитываются коэффициенты годности, износа, замены.

Источником исходной информации для расчета показателей движения основных средств является бухгалтерская отчетность (форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»). Для расчета коэффициентов обновления и ликвидации основных средств необходимы данные первичного аналитического учета о поступлении нового и ликвидации изношенного оборудования.

Методику расчета показателей движения основных средств рассмотрим на примере, данные для которого приведены в таблицах 2.9,2.10,2.11.

Таблица 2.9

Баланс движения и наличия основных средств (тыс. р.) за 2010 год.

Показатель.

Наличие на начало года.

Поступило.

Выбыло.

Наличие на конец года.

Первоначальная стоимость ОС.

в том числе новых:

амортизация (износ) ОС.

остаточная стоимость ОС.

Таблица 2.10

Баланс движения и наличия основных средств (тыс. р.) за 2011 год.

Показатель.

Наличие на начало года.

Поступило.

Выбыло.

Наличие на конец года.

Первоначальная стоимость ОС.

в том числе новых:

;

;

амортизация (износ) ОС.

;

;

остаточная стоимость ОС.

Таблица 2.11

Баланс движения и наличия основных средств (тыс. р.) за 2012 год.

Показатель.

Наличие на начало года.

Поступило.

Выбыло.

Наличие на конец года.

Первоначальная стоимость ОС.

в том числе новых:

амортизация (износ) ОС.

остаточная стоимость ОС.

Для анализа движения основных средств рассчитаем названные выше показатели по следующим формулам:

1) коэффициент поступления (ввода) Kвв:

К вв 2010 = 1799:28 254=0,06;

К вв 2011 = 276:30 053 = 0,09;

К вв 2012 = 0,04;

В отчетном году доля поступивших основных средств составила 0%, по сравнению с 2010 и 2011 году поступления не было. Цель обновления основных средств — повышение качества продукции, снижение расходов по содержанию и эксплуатации оборудования, снижение простоев оборудования, рост производительности труда;

2) коэффициент обновления Kоб:

К обн 2010 = 28 254:30053 = 0,94;

К обн 2011 = 30 053:29007 =1,03;

К обн 2012 = 29 007:30219 = 0,95;

Этот коэффициент показывает, какую часть основных средств, имеющихся на конец года, составляют новые основные средства.

В нашем примере почти 100% основные средства — новые, т. е. Поступили в отчетном году.

Коэффициент выбытия основных средств рассчитывается как отношение первоначальной стоимости основных средств, выбывших в отчетном периоде, к первоначальной стоимости основных средств, сложившейся на начало года.

К выб 2010 = 0;

К выб 2011 = 1322:30 053 = 0,04;

К выб 2012 = 0;

В нашем примере можно сказать, что предприятие в течение отчетного периода полностью избавилось от старых, устаревших основных средств по отношению к 2011 году, и почти полностью обновило основные фонды.

Коэффициент годности основных средств рассчитывается как отношение балансовой стоимости основных средств фирмы к их первоначальной стоимости.

К г 2010 = 9798:28 254= 0,34;

К г 2011 = 19 783:30053= 0,65;

Кг2012 = 13 334:29007=0,45;

Рост этого коэффициента в динамике рассматривается как положительный фактор, но в нашем примере на предприятии этот показатель увеличился, в 2012 году по отношению к 2010 году на 11%, а по отношению к 2011 году снизился на 9%.

Коэффициент износа основных средств характеризует степень изношенности основных средств и рассчитывается как отношение суммы износа всех основных средств предприятия к их первоначальной стоимости.

К изн 2010 = 18 456:28254= 0,65;

Кизн 2011 = 10 270:30053 = 0,34;

К изн 2012= 15 673:29007= 0,45;

В рассматриваемом случае изношенность основных средств в 2012 году по отношению к 2010 году уменьшилась на 20%, а по отношению к 2011 году увеличилась на 9%.

Оценив действующую систему внутрихозяйственного контроля на исследуемом предприятии можно сделать вывод о том, что она имеет свои недостатки:

  • — незакрепление материально ответственных лиц за отдельными видами основных средств;
  • — отсутствие должной охраны и условий хранения основных средств или несоответствие их установленным нормам и требованиям.

В бухгалтерском учете основных средств выявлены следующие ошибки:

1) При начислении амортизации на основные средства на предприятии используется линейный метод амортизации. Данный способ является самым простым, поскольку амортизация начисляется равными долями в течение всего срока работы объектов основных средств до полного перенесения их стоимости на сумму производимой продукции. Для расчета размера амортизационных отчислений при данном методе необходимо обладать информацией о первоначальной стоимости объекта и сроке его полезного использования.

Анализ исследования линейного метода начисления амортизации, применяемого в бухгалтерском учете, позволяет сделать вывод о том, что достоинством данного метода является равномерность отчислений, стабильность и пропорциональность в отнесении на себестоимость выпускаемой продукции, работ и услуг, простота и высокая точность расчетов.

В то же время наряду с положительными моментами, линейный метод имеет и свои недостатки. Равномерное начисление амортизации не обеспечивает концентрацию ресурсов, необходимую для быстрой замены оборудования, подверженного активному влиянию износа. Поэтому данный метод в большей степени применяется для пассивной части основных средств — зданий сооружений. Данный метод не является эффективным, поскольку производственное оборудование в первые годы своей эксплуатации способно на большую отдачу, следовательно, логично на данном этапе списывать и большую его стоимости на издержки производства.

Не смотря на то, что на предприятии ведется учет основных средств с отражением операций на 01 счете, данный счет не полностью отражает движение основных средств.

Рассмотрев все особенности финансовой деятельности предприятия и особенности ведения учета основных средств в ОАО «АСМ-Запчасть» «, выявив недочеты, перейдем к рассмотрению направлений совершенствования данной деятельности в ОАО «АСМ-Запчасть» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой