Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы стратегического планирования в деятельности муниципального образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отправной точкой разработки планов социально-экономического развития регионов стал Федеральный Закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», который определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического… Читать ещё >

Основы стратегического планирования в деятельности муниципального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как известно, в системе управления социально-экономическими процессами особую значимость имеет функция планирования. Разрабатываемые планы и программы развития страны и территорий представляют собой деятельность по определению целей и задач управленческого процесса и разработку мер по их достижению.

В этой главе будут рассмотрены ключевые вопросы стратегического планирования в муниципальном образовании.

Понятие и сущность стратегического планирования в деятельности муниципального образования

В условиях проведения в России социальных, экономических, политических и других реформ значительно возрастает роль органов местного самоуправления в решении социально-экономических вопросов развития территорий, повышения уровня жизни и условий проживания населения. Имеющиеся на территории муниципального образования ресурсы могут стать источником экономического роста, сокращением дифференциации уровня населения и т. п. Для более плавного и целенаправленного развития на уровне муниципальных образований используют весь аппарат стратегического планирования.

Основная задача муниципального управления, как особого вида профессиональной деятельности — достижение наивысшего уровня городского благоустройства и социального благосостояния городского населения посредством наименьших затрат труда и капитала Воронин А. Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. — М.: Финансы и статистика, 2004. — С. 125.

Реализация планов социально-экономического развития муниципального образования требует привлечение инвестиций и напрямую связанна с бюджетированием. Экономическая сущность инвестиций состоит в осуществлении вложений капитала на определенный срок в различные отрасли и сферы экономики, объекты предпринимательской и иной деятельности для достижения целей инвестирования на уровне муниципального образования, такими целями могут быть стимулирование социально-экономического развития муниципальной территорий, повышение их привлекательности, рост уровня и качества жизни населения, повышение экономической устойчивости предприятий и организаций. В рамках муниципального управления субъектами управления инвестициями выступают органы местного самоуправления, а инвесторами могут как сами муниципальные органы, таки предприятия и организации разной организационно-правовой формы, физические лица Чекалин В. С. Стратегическое управление в городском хозяйстве. — М. 2008 — С. 120.

Современные подходы к стратегическому планированию предполагают изменение сущности планирования с точки зрения рассмотрения его как инструмента принятия и реализации жестких административных решений по достижению поставленных стратегических целей. Это предполагает:

  • -усиление адаптивного характера стратегического планирования (предвидения изменений внешней и внутренней региональной среды);
  • -научную обоснованность процесса разработки и принятия стратегических управленческих решений;
  • -обеспечение преемственности целей развития независимо от сроков выборов органов исполнительной и законодательной власти Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: учебное пособие. — М: Информационно внедренческий центр «Маркетинг», 1997. — С. 53.

Отправной точкой разработки планов социально-экономического развития регионов стал Федеральный Закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», который определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

Закон поставил во главу всех работ в сфере государственной плановой деятельности разработку системы прогнозов социально-экономического развития в целом по стране, по народному хозяйству и по регионам.

Понятие «стратегии» можно рассматривать в нескольких трактовках.

Во-первых, «собственно стратегия» понимается, как документально представленное выражение о желаемом будущем состоянии экономики муниципального образования и о системе мер и ресурсов, используемых органами местного самоуправления для приближения этого будущего.

Во-вторых, «экономическая стратегия, как процесс», понимается как система документов по стратегическому управлению в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими определенный характер, постоянно воспроизводящиеся схемы разработки социально-экономической стратегии и обеспечение реализации стратегических целей и задач Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. — М.: Дело, 2005. — С. 47.

В конечном счете, прогноз призван на основе анализа сложившейся в регионе социально-экономической ситуации и эффективного использования потенциала территорий и других факторов выявить, как позитивные закономерности, процессы, явления и тенденции будущего, которые заслуживают государственной поддержки, так и негативные, требующие, наоборот мер по их преодолению. Исходя из этого, глубокий анализ выступает исходным пунктом прогнозно-аналитических работ по проведению определения перспектив развития региона.

Сущность стратегического планирования территориального развития на муниципальном уровне заключается в деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления по реализации управления с целью обеспечения баланса отраслевых и местных интересов в решении проблем социально-экономического реформирования и комплексного развития муниципального образования. В стратегическом планировании деятельности муниципалитета на первое место выдвигается улучшение качества жизни населения на данной территории по всем направлениям.

Стратегический план социально-экономического развития региона — универсальный механизм комплексного решения стратегических и тактических задач на основе централизованного управления и использования партнерских отношений в регионе, определение стратегических ориентаций и обеспечения согласованных действий по их достижению, которые представляют:

  • -выявление благоприятных и негативных для региона тенденций в развитие внешней среды;
  • -оценку перспективных тенденций развития внешне среды;
  • -определение потенциальных возможностей региона, наиболее перспективных направлений его развития;
  • -выработку долгосрочных задач развития;
  • -определение программы действий и средств ее реализации;
  • -отслеживание потенциальных возможностей региона, наиболее перспективных направлений его развития;
  • -выработку долгосрочных задач развития;
  • -изучение, согласование и удовлетворение частных, групповых и общественных интересов внутри общества;
  • -оценку реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов развития региона;
  • -определение перспективных стратегических целей и задач территориального развития;
  • -формирование целевых и комплексных программ, мероприятий и обоснование финансовых источников, и их реализации Маленков Ю. А. Стратегический менеджмент. — М.: Велби, 2009. — С.127.

В основе стратегического планирования лежит научное обоснование стратегического выбора, разработка технологических подходов и инструментов для реализации выбранной стратегии, обоснованный поиск путей и необходимых ресурсов, обеспечивающих достижение стратегических целей.

В данном дипломном проекте под стратегическим планированием будем понимать наиболее адекватный инструмент, способный укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города.

Под стратегическим планированием в деятельности органов местного самоуправления будем понимать важнейший вид управленческого процесса в социально-экономической сфере.

Стратегическое планирование является одной из важнейших функций управления муниципальным образованием, которое, в свою очередь, возникло, как специальный вид деятельности, как реакция на объективную необходимость координировать труд людей в масштабе коллектива организации, определенной отрасли экономики, сферы деятельности и т. д.

Кроме того, управление выступает, как форма организации коллективной деятельности людей, как целенаправленное воздействие на работников с целью достижения цели.

Сущность управления выражается через следующие процессы:

  • -организация управления;
  • -процесс управления;
  • -информация;
  • -мотивация.

Основой для последующего выбора небольшого числа приоритетных направлений и проектов является анализ. Базой для стратегического анализа являются: традиционный статистический анализ, сравнительный анализ, опросы экспертов, социологические опросы. Эти методы используются на предварительной стадии для накопления и систематизации первичной информации.

Суть стратегического анализа — анализ конкурентоспособности города по отдельным факторам в сравнении с аналогами, соседями.

Для выявления потенциальных возможностей региона и решения существующих проблем выполняется ситуационный анализ, сведенный к исследованию факторов и внутренней (STEP и SWOT-анализ) среды.

Одним из инструментов стратегического анализа является SWOT-анализ (см. Приложение 1).

Сущность этого метода отражается в его названии. Аббревиатура SWOT образована начальными буквами английских слов, означающих — сила, слабость, возможности, опасности.

SWOT-анализ может рассматриваться как средство представления, анализа результатов детальных обследований и обоснований, итогом которых становятся четкие суждения относительно сравнительных преимуществ или недостатков города. Идеология SWOT-анализа позволяет при этом не упустить из виду конечную цель всех расчетов и обоснований — дать ответ на вопросы о перспективных направлениях развития, позволяющих активизировать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать все открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей Роберт Грант Современный стратегический анализ. — СПб. 2008. - С. 92.

Другим не менее важным инструментом стратегического анализа считают STEP (PEST) анализ (см. Приложение 2). Анализ влияния внешней среды показывает, какое влияние она оказывает с точки зрения правовой, политической, социально-демографической, экономической, научно-технической, экологической, культурной и т. п.

Внешний анализ включает в себя оценку всех значительных элементов внешней среды организации. Его цель поиск возможностей угроз, стратегических неопределенностей и стратегических альтернатив Роберт Грант Современный стратегический анализ. 2008, С. 92.

Таким образом, стратегическое планирование — это важнейший вид управленческого процесса в социально-экономической сфере, когда активно происходит формирование рыночных и конкурентных отношений.

Суть стратегического планирования состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов. В процессе стратегического управления необходимо обосновать способ организации выбранного дела, включая источники и механизмы привлечения ресурсов, применяемые технологии, технические средства и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой